ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Предприниматели и владельцы торгового центра «Айсберг» Елена и Валерий Силичи: «Мы никогда ничего не делили ни в бизнесе, ни в жизни»

Кратко о наших гостях
Семейное положение: Елена и Валерий Силичи, супруги с 1997 года.  
 
Елена
Родилась: 18 июля 1978 года в Бобруйске.
Образование: после окончания СОШ-19 получила специальность «Экономика управления предприятием» в Белорусском институте народного хозяйства.
Работа: в конце учебы, во время написания дипломной работы, оформила ИП. Первый вид деятельности — розничная торговля. В 2006 году открыли с мужем торговый центр «Айсберг».
 
Валерий
Родился: 24 августа 1970 года в Москве.
Образование: после средней школы поступил в Московский железнодорожный техникум на специальность «Эксплуатация железных дорог».
Работа: по специальности работал недолго. После женитьбы с Еленой трудится вместе с ней.
Разделение обязанностей: строительной частью занимается Валерий; документальной — Елена.
Увлечения: «так как мы вместе живем, вместе работаем, то и увлечения у нас общие» — титулованные собаки породы бульмастиф. В книге «Лучшие бульмастифы мира», изданной в прошлом году в Бельгии, Беларусь представляет собака Елены и Валерия.
 
«У людей часто что-то не получается, если нет поддержки».
— Вы уже достаточно давно вдвоем занимаетесь бизнесом. Не было ли у вас конфликтов на этой почве?
Валерий:
— Прежде всего, должны быть любовь и взаимопонимание, люди должны уметь уступать друг другу. Тогда и проблем не будет.
Елена:
— Может, у нас просто совместимость характеров, поэтому не было и серьезных проблем в жизни. Потом, мои родители поддерживают нас. Мама, например, с нами работает и всегда старается поддержать Валеру. Залог успеха еще в том, что два человека идут вместе. Когда супруги все время вместе, делают одно дело, морально, может, и тяжело, но  легче друг друга понимать. Мы сумели правильно распределить роли и никогда ничего не делили — ни в жизни, ни в обязанностях. Наоборот, поддерживали друг друга. И это очень важно. У людей часто что-то не получается, если нет поддержки. Но самое большое счастье, что этот бизнес не развалил нашу семью. Хотя, бывают и обратные случаи.
— Москва не сразу строилась, равно как и торговый центр. С чего вы начинали?
Елена:
— С розничной торговли. Это было восемь лет назад. Тогда был такой период, когда не выдавались лицензии, была приостановлена регистрация ИП. Мы нашли предпринимателя и работали по его документам. Потом, когда регистрацию разрешили, все переоформили на себя.
Работали, как и все: ездили в Минск, стояли в очередях за товаром, ведь в то время многие товары были в дефиците. Наш ассортимент тогда состоял приблизительно из 30 наименований, и это было много. Помню, мы где-то достали хозяйственное мыло — дефицитный тогда товар, так за ним к нам очередь выстраивалась.
Валерий:
— Тогда еще не было закона о совместимости и несовместимости товаров, и у нас в ассортименте были товары разных групп.  
Елена:
— Начинали с одного киоска. Он стоял на месте, где сейчас находится «Атланта» — на Интернациональной, возле конечной остановки «двойки». Потом у нас было несколько «точек» на рынке. Приходилось тяжело. Не было первоначального капитала, и мы не могли закупить товар на неделю, на месяц вперед. Поэтому закупались, на следующий день торговали и опять ехали в Минск. В таком сумасшедшем ритме прошло примерно 4-5 лет. Мы и праздники, по-моему, не отмечали. Валере в то время исполнилось 30 лет. Дата серьезная. Но мы были в работе, и я не помню, отмечали ли его день рождения. Помогло нам, может, то, что не было детей, и мы все время отдавали работе.
— Когда произошел переломный момент, и вы поняли, что надо расширять сферу деятельности, строить торговый центр?
Елена:
— Валера приехал из Москвы, а там бизнес идет на несколько лет вперед нашего. В то время мы с нашими собаками ездили в Литву, в Польшу. Видели, как там развивается предпринимательство. Вот пример: в Минске огромный супермаркет появился только два года назад, а там они уже существуют по десять лет. Мы смотрели, думали, что можно сделать у нас.
— Вопрос к Валерию. Из Бобруйска, да и в целом из Беларуси люди едут в Москву, чтобы заработать. А вы, москвич, приехали сюда. Нет желания вернуться?
— Разницы нет, где зарабатывать. Люди могут жить и работать в любом месте, будь то Москва или Бобруйск, было бы желание. Если человек хочет работать и загружен, то что там, что здесь он будет трудиться с утра до вечера. А если не хочет работать, то нигде не будет. И неважно, Бобруйск это, Киев или Москва.
 
«Людям не надо тратить ни время, ни силы, а искать варианты, как дальше работать»
— Ваш торговый центр — единственный в городе, где после Нового года работали почти все павильоны.
Валерий:
— С 1 января от нас ушел только один человек.
— Чем это можно объяснить?
— Это результат большой работы, которую проводит и наш директор, и мы. Если есть торговый центр, он должен работать. Лена привела пример с автобусом: если автобус должен прийти в назначенное время, то он должен быть независимо от того, сколько человек на остановке — два или толпа. Мы построили торговый центр, получив на это разрешение, и он должен работать. Человек должен иметь возможность купить рубашку, костюм, майку как утром, так и вечером, после работы. У нас сейчас ведется разговор с предпринимателями о том, чтобы все работали до 20.00.
Елена:
— Предпринимателям сейчас тяжело. Они до последнего надеялись, что указ отменят, продлят сроки регистрации. Одному работать очень тяжело. Сколько один человек сможет выдержать, работая с 9.00 до 20.00 каждый день, без выходных? Ну, отработает он 30 дней, 60, а в итоге у него наступит истощение.
С другой стороны, я помню времена, когда ввели кассовые аппараты. Мне самой, когда занималась розничной торговлей, казалось, что наступил конец света. Ввели накладные, обязательное оформление продавцов…но продолжаем работать. А тогда казалось, что это невозможно.
Валерий:
— Государство посчитало нужным, что так должно быть. И если закон издали, то его надо выполнять. Может, это произошло чуть-чуть резко, но в любом случае мы бы к этому пришли.
— Как ваши предприниматели вышли из ситуации? Они уволили продавцов, или переоформили бизнес на них?
Валерий:
— Разделились. Кто-то сам стал торговать, кто-то оформил ИП на продавца, кто-то перерегистрировался в ЧУП. Каждый решает для себя сам.
Елена:
— Раньше на рынке можно было торговать всем. Потом настал момент, когда шубами торговать нельзя, товарами с акцизными марками — нельзя, и люди постепенно перебрались в закрытые помещения. В будущем ИП будут только те, кто сам произвел продукцию. В самом хорошем положении сейчас оказались те, у кого это было приближено к семейному бизнесу: мама и дочка, например. Одна торгует, другая ездит за товаром.
Валерий:
— И здесь нет смысла размахивать руками. Это ни к чему не приведет. Людям не надо тратить ни время, ни силы, а искать варианты, как дальше работать.
— Розничную торговлю вы знаете и изнутри, так как сами ею занимались, и с «наружи» — общаетесь с предпринимателями. Как, по-вашему, эта сфера будет развиваться в будущем?
Елена:
— Сложно сказать. Возможно, будет не 50 ИП, которые сами ездят за товаром и сами его реализуют, а появится 30 предприятий, которые будут по-другому подходить к работе. На начальном уровне объединение предпринимателей можно наблюдать уже сейчас. Одному, к примеру, надо отметить налог. Он просит другого  поторговать вместо него. Один едет за товаром, другой просит его взять чуть-чуть и ему, а он в это время поторгует.
Здесь другой момент. Предприниматели были более гибкими. Они могли сбросить цену, если товар не покупается. В парикмахерских постоянным клиентам могли сделать скидки. В унитарных предприятиях это сложнее. Там какую цену сформировали, такой и надо придерживаться, так как ее утверждают в Могилеве. Другая бухгалтерия. Все это огромный кусок работы.  Предприниматели не готовы к этому. И они не то чтобы не хотят платить больший налог, для них вот эти ограничения страшны.
Валерий:
— Выживет сильнейший.
 
«Торговый центр должен держать марку»
— Вы уже построили вторую очередь центра. Когда будет ее открытие, какими группами товаров там будут торговать?
Валерий:
— Мы сейчас подписываем документы на сдачу объекта. А что там будет, еще не можем сказать. Идет процесс выбора. Когда у нас все примут, будет разговор с предпринимателями. Пока мы еще не определились. Но по санитарным нормам там можно торговать как товарами продовольственной группы, так и промышленной. Второй этаж сдается под офисные или развлекательные помещения, там отдельный вход.
—  У вас впервые в городе в зале появились большие экраны телевизоров…
Валерий:
— По этому поводу были разногласия. Люди вышли смотреть телевизор и не работали. Ругались, какую программу кто будет смотреть.
Елена:
— Мы всегда хотели что-то сделать, чтобы было интереснее. Когда «Айсбергу» был один год, мы раздавали мороженое, проводили конкурсы. И день рождения центра, наверное, будем отмечать каждый год. Возможно, что-нибудь сделаем и к открытию второй очереди.
В этом году нам дали первое за снеговиков возле торгового центра. Это был областной конкурс на лучшее оформление (как правильно называется?), который проводил отдел торговли. Кроме диплома, получили и премию. Ее мы бы хотели перевести в какой-нибудь детский дом. К нам иногда обращаются то спортивное общество, то какое-либо детское учреждение с просьбой помочь. По возможности стараемся помогать.
— Не мешает ли вам соседство конкурентов?
Валерий:
— Люди сами выбирают, где им покупать. В городе много продуктовых магазинов, но каждый человек продукты покупает там, где ему больше нравится. Это здоровая конкуренция, и ничего страшного здесь нет, это неизбежно.
Елена:
— У нас идет «борьба» за удобства, комфорт: стараемся, чтобы были хорошие автостоянка, телевизор, санузел, режим работы. Я болею за то, чтобы продавцы были прилично одеты. Я не говорю про униформу, но с голым животом уже никто не стоит. Торговый центр должен держать марку!
Валерий:
— Мы все это объясняем предпринимателям. У нас администрация и директор ходят в костюмах, уборщица в униформе – голубом халате, и это красиво. Так и должно быть. У предпринимателей лицо – их продавцы.
— А тяжело «держать марку»? Ведь у многих это не получается.
Елена:
— Скажу в защиту предпринимателей. У нас сейчас проблема кадров. Надо проводить хорошую кадровою работу. Раньше, когда говорили «кадры решают все», многие смеялись, не понимая смысла. Сейчас иначе. Один человек может испортить все. Лично мне нравится поколение постарше, у него есть «стержень», оно больше ценит работу, порядочнее. Наверное, потому, что этим людям труднее давались деньги, или воспитание было другое.
У нас сформировалась группа людей, которые работают давно.
Валерий:
— А еще людям постарше, наверное, стыдно обманывать.
Елена:
— Но нельзя всех под одну гребенку. Есть и среди молодежи  очень ответственные люди. Но люди старшего поколения могут чаще и «за идею» работать. Надо, значит надо. Молодые — нет.
Валерий:
— Они и за деньги не хотят работать. Иногда совершают такие поступки, что думаешь: к чему это?
 
«В семье главная — женщина»
— Работаете вместе, живете вместе… О чем вы разговариваете после трудового дня?
Елена:
— Мы работаем допоздна, где-то до двух часов ночи. Днем мы обычно занимаемся торговым центром, а по вечерам — компьютерной работой. Валера встает в семь часов, я — еле-еле в девять. Стараемся отдохнуть по выходным. Но в последнее время я Валеру подталкиваю к тому, что надо поехать куда-нибудь. Он больший трудоголик. У меня бывают моменты, когда я могу сказать: «все, я больше не могу, мне надоело». Вот, последние два года у нас бывают отпуска. Мы всей фирмой закрываемся на две недели и уезжаем. Стараемся куда-нибудь за границу съездить, чтобы были море, песок. Климат у нас тяжелый, потому и выбираем теплые страны. В прошлом году ездили на остров Бали в Индонезии. 15 часов перелета, 3 пересадки в аэропортах. Очень интересная страна. Больше всего запомнилось, что у них всего четыре имени и нет фамилий. Живут, никуда не торопятся. Там все такое нетронутое. Туда, наверное, ездят отдыхать те, кто много получает информации, — чтобы не видеть автомобилей, компьютеров.
— Собака у вас серьезной породы. Кто был инициатором ее завести?
Елена:
— Вообще-то я. Валера говорил: «Только через мой труп». Сейчас же он с собаками занимается даже больше, чем я. У нас теперь три собаки: папа, мама и их дочь. Две из них выставляются, получают титулы. Потомство у них получилось случайно. К нам домой пришел директор торгового центра и забыл закрыть за собой дверь... Так родился  щенок.
— У вас нет детей. Это принципиально?
Елена:
— Вначале для меня это было принципиально. У нас не было дома, появился он у нас только два года назад, раньше мы снимали квартиру. А к рождению детей хочется подойти ответственно.
Валерий:
— Это у нас такой подход, что люди женятся и у них сразу появляются дети — в 18, 20 лет. Правда, мы у родителей тоже родились в 18, 20 лет. Но за границей люди рожают и в 30 лет. И это неплохо. К рождению детей лучше подходить серьезно, чем случайно.
— Кто у вас в семье главный?
Валерий:
— В семье главная женщина, как и в других семьях.
 
НАША АНКЕТА
Кто вы по знаку Зодиака?
Елена:
— Рак
Валерий:
— Дева
Ваш любимый цвет?
Елена:
— Черный
Валерий:
— Смотря в чем, но черный цвет тоже люблю.
Любимое занятие в свободное время?
Елена:
— Поспать
Валерий:
— Полежать рядом.
Любимое блюдо?
Елена:
— Салат оливье, только сейчас его почти не ем.
Валерий:
— Любимая – это хорошо приготовленная еда.
Что предпочитаете из спиртного?
Елена:
— Шампанское
Валерий:
— Не пью.
Какую музыку любите?
Елена:
— Я — русский рок, но Валера в машине не дает его слушать. А Валера – шансон.
Фильм, который вам нравится?
Валерий:
— Отвечу за двоих. Любимого нет, их снимают очень много. Недавно посмотрели «Лост. Остаться в живых», фильм неплохой. Красивый новый фильм «Война и мир».
Верите ли вы в жизнь после смерти?
Елена:
— Да.
Валерий:
— Да.
Ваше любимое животное?
Елена:
— Собаки. Дома у них человеческие имена: Даша и Жорик, а ребенка зовут Бона. По паспорту имена другие.
Куда бы хотели поехать, что увидеть?
Елена:
— На Гавайи, но это далеко.
Валерий:
— Ну, тоже на Гавайи поехал бы.
 
Вадим ЗИНОВСКИЙ.
Фото автора и из семейного архива героев.

10/02/08 | просмотров: 4426 | Комментировать

Ingvar kifamusic@mail.ru

Какие крутые. Только о меценатстве бы помнили,и сердца бы свои открывали, чтобы протянуть руки нуждающимся. А так из грязи в князи: нам хорошо,приказано всем завидовать.

© 2006-2024, bobruisk.org