ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Доктор с душой музыканта



Знакомьтесь:
Нина Николаевна Матвейчик.
Место рождения:
деревня Дворец Лунинецкого района, Брестской области.
Образование: Дворецкая средняя школа (окончила с золотой медалью), Белорусский государственный медицинский институт (г. Минск), специальная ординатура.
Карьерные шаги: невролог Пинской городской больницы, Глушанской участковой больницы. С переездом в 1995 году в Бобруйск работала неврологом поликлиники № 1, позднее начмедом этой же поликлиники.
Сейчас работает: с 1999 года — заведующая неврологическим отделением больницы скорой медицинской помощи.
Другие достижения: по собственному признанию, Нина Николаевна при выборе будущей профессии колебалась между музыкой и медициной. «Но доводы родителей в пользу «серьезной» профессии и собственная рассудительность» привели ее в медицинский. Тем не менее, и в семейно-дружеской обстановке, и со сцены Нина Николаевна часто исполняет песни под гитару. Сама пишет стихи. А в мае нынешнего года стала дипломанткой республиканского конкурса самодеятельности среди медицинских работников в номинации «Лучшее авторское исполнение».
Еще один талант — владение на высоком уровне французским языком. По линии фонда «Дети Чернобыля» Н. Матвейчик приглашалась в Бельгию в качестве медицинского переводчика и даже стажировалась в этой стране.


«Реструктуризация в свете футуризации»
— Нина Николаевна расскажите, что представляет собой неврологическое отделение больницы СМП?

— 40 лет в нашем отделение было 80 коек. Но в 2003 году, как говорят медики, «в связи с реструктуризацией в свете футуризации» (от слова «future» — будущее) количество коек сократили до 40. Половина нашего стационара была «отправлена» в центральную больницу. Там сейчас сосредоточена общая неврология, а нас — только инсульты. То есть самый тяжелый кусок работы. Логика в таких действиях прослеживается, но цельность потерялась.
— А койки не пустуют?
— Что вы! В жару заполняемость была на все 45 мест. На коридоре «приставочки» устанавливаем. Но при этом часто приходится инсультных больных размещать по другим отделениям нашей больницы.
— А каково техническое оснащение вашего отделения?
— Увы, медицинским оборудованием мы оснащены плохо. У нас не хватает эхоэнцефалографа, с помощью которого обнаруживаются объемные образования в головном мозге (так называемое УЗИ мозга). Обещают к «Дажынкам» томограф. А то сегодня мы вынуждены посылать наших больных (многие из которых и передвигаются-то с трудом) на томографию в Могилев. Кстати, в Могилеве установлено 5 томографов, в Пинске, с населением в 140 тысяч, и то есть один! 

«Уровень холестерина может проверить каждый»
— Сердечно-сосудистые заболевания, по статистике — самые смертоносные. Отмечается их тенденция к росту и омоложению. В чем причина, на ваш взгляд?
— Причина, в том, что наше население в первую очередь надеется на лекарство, но ни в коем случае не желает менять образ жизни, который легко описать: недостаток движения, неправильное питание, злоупотребление алкоголем и табаком. Отсюда — ожирение, повышенный уровень холестерина в крови, закупорка сосудов и… инсульт. Еще есть такой момент: мы доверяем кому угодно, но не доктору. Проглотил таблетку, вроде, полегчало... Курс терапии начали по совету соседки, закончили по собственному усмотрению. Иное отношение к здоровью у людей за рубежом: там до того боятся заболеть, что педантично выполняют все предписания доктора, причем только своего доктора, а не «чужого».
Очень впечатлила одна англичанка, у которой мы были в гостях. Ее день таков: каждое утро она встает, включает музыку, на завтрак ест мюсли с бананом и молоком и… принимает таблеточку, которую доктор прописал. И так изо дня в день. И в свои 70 лет она не только совершает ежедневную прогулку, но и время от времени очень шустренько ползает по горам.
— Но ведь и у нас государственная политика как раз и направлена на формирование здорового образа жизни. Почему же у «них» последний прижился, а у нас — ну никак?
— Мне кажется, потому, что «они» к здоровью относятся, как к одной из жизненных ценностей. Такой, как жилище, машина, работа. Потеря такой ценности, с точки зрения западного человека, влечет огромные финансовые затраты. А у нас, пока здоровье есть, никто о его сохранении не думает. Здоровье у нас — некое абстрактное понятие. Вот когда оно расстроится, когда «обнаружит» себя, тогда мы о нем и задумаемся. Вот пример из практики: у 39-летней пациентки инсульт. Весит женщина не меньше 100 килограмм. Осторожно так советую ей: вам бы не помешало сбросить несколько кило… В ответ — уверенно-оскорбленное: а мне мой вес не мешает! Как же не мешает, а инсульт откуда?! Дорогие, знайте: в 30 процентах случаев второй инсульт следует за первым в тот же год, в 50 процентах — в следующие три года.
— Но ведь есть и наследственные факторы риска… Человек, вроде, и старается следовать здоровому образу жизни, а холестерин накапливается и накапливается…
— Что касается наследственности, зная о собственных рисках, нужно жить с учетом этого. Тонометр для измерения давления должен стать непременным атрибутом вашей домашней аптечки. Какой именно тонометр? Советую простой, а не электронный. Второй проще в употреблении, но начинает давать неверные показания, как только «садится» батарейка. Классическое нормальное давление — 120 на 80. Кстати, на пониженное давление (меньше 110 на 70) нужно обращать не менее пристальное внимание, чем на повышенное. От гипотонии до гипертонии — один шаг, который часто заканчивается все тем же инсультом.
А вот уровень холестерина в крови может проверить каждый бобруйчанин. В каждой городской поликлинике проводят химический анализ крови на липиды и холестерин. В начальной стадии повышения их уровня ситуацию можно скорректировать.
— Во многих газетах, журналах разные целители часто дают советы, как укрепить сосуды. А что бы вы посоветовали на этот счет?
— Увы, это обывательский подход. Сосуд крепок и эластичен сам по себе. И крепость, и эластичность исчезают за счет нарастания холестериновых бляшек. Бесполезно укреплять сосуды, нужно предотвращать появление бляшек. Путем все того же здорового образа жизни.

«После инсульта нельзя быть абсолютно здоровым»
— Нина Николаевна, скажите честно, постоянное общение с больными людьми «напрягает» доктора?
— Есть такое понятие — профессиональный симптом выгорания врача. Это как кувшин: если из него выпили всю воду, то его обязательно нужно наполнить вновь. Иначе кувшин становится бесполезным. А врач, наверное, должен становиться жестким и циничным человеком. Но дело в том, что все, кто холоден к людям, давно уже ушли из медицины. А мы… Стараемся по возможности отдыхать.
Нагрузка действительно большая: в день невролог принимает по 40 человек. Это почти конвейер: как можно успеть побеседовать с больным и осмотреть его за 12 установленных минут? Сравниваю: в Бельгии мой коллега-невролог принимает в день не более 6 человек. С каждым пациентом доктор беседует в течение часа и подробнейшим образом интересуется всеми нюансами, например, чем болели его бабушки и т.д.
Знаете, утомляет не столько общение с больными, сколько с их родственниками. Нигде, ни в одной стране мира родственники больного не подойдут к врачу и не спросят: почему вы назначили это, а не то, почему анализы будут брать не сегодня, а завтра... Да потому что организм у каждого индивидуален. И лечить человека по схеме лечения «больного папы вашей соседки» или увиденного в программе «Здоровье» героя невозможно и нельзя.
— Но может быть, люди проявляют такое беспокойство как раз из-за отсутствия информации? Ведь на том же Западе врач, прежде чем применить к больному какое-то лечение, должен поставить в известность об этом и его, и родных, а зачастую и спросить их согласия?
— И согласие спрашиваем, и информацию даем. Но все равно не доверяют. Обидно: ты столько учился, имеешь огромный опыт работы, а тебе не верят. А по выписке сталкиваешься с другим: не долечили!  Поймите, мы тоже хотим, чтобы больной стал абсолютно здоровым. Но после инсульта человек быть абсолютно здоровым не может.  И выписываем мы его не здоровым, а компенсированным, с тем или иным неврологическим дефектом. Наша задача: сделать существование такого больного более или менее приемлемым. 

«Доктору нужно выходить замуж только за доктора»
— Нина Николаевна, а почему женщины-врачи выбирают себе в мужья врачей (супруг Н. Матвейчик — врач-педиатр, прим. ред.)?
— Ой (смеется), ну не все же. Хотя моя мама, всю жизнь проработавшая медсестрой, говорила: «Доктору нужно выходить замуж только за доктора. Человек другой профессии тебя просто не поймет». Так оно и есть. Собираясь в компании с друзьями-докторами, мы часто обсуждаем рабочие вопросы. Застольные беседы у нас превращаются в медицинский консилиум.
— А дети не продолжают вашу медицинскую династию?
— Старшая дочь окончила первый курс Белорусского государственного экономического университета. Она у нас — человек-реалист. И думаю, эта профессия — экономист — ей должна подойти. А вот младшая собирается по нашим стопам.  
— Правда, что вы учились в одном вузе с Александром Солодухой?
— Правда, но на разных факультетах, к тому же он был меня на курс старше. А встречались мы с Сашей на самодеятельной сцене. У него был красивый дуэт с одной студенткой: он играл на пианино, она — на скрипке… В последний его приезд в Бобруйск, после концерта, я подошла к нему за автографом и спросила: «Саша, ты меня помнишь? Мы учились вместе». «Как зовут?» — сразу спросил он и дал «именной» автограф. Конечно, всех не припомнишь...
— А не пожалели в тот момент о том, что сами от музыки в юности отказались?
— Нисколечко. Отказ от профессии музыканта совершенно не препятствует занятию музыкой для души, что я, собственно, и делаю. А вот отказ от мединститута — это закрытый путь в медицину. Мне приятно ощущать себя доктором с душой музыканта.
Анна МИЩИХИНА.
Фото Дмитрия САПОВА.

Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака?

— Водолей.
Какая книга произвела на вас наибольшее впечатление?
— Моя любимая — «Белые одежды» Дудинцева.
Ваше любимое блюдо?
— Я неприхотлива в еде. Люблю все с любовью и мастерски приготовленное.
Ваше любимое животное?
— Да все хороши, но предпочтение все-таки отдам кошке.
Что вы обычно напеваете себе под нос?
— «Я танцевать хочу!».
Ваше любимое изречение?
— Омар Хайям: «Уж лучше голодай, чем что попало ешь. Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало!».
Ваш любимый уголок на земле?
— Моя родина — Полесье.

Желаю вам...



26/01/07 | просмотров: 5729 | Комментировать

© 2006-2024, bobruisk.org