ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Начальник отдела строительства горисполкома Виктор КОНДРАТ: «Строители без работы не останутся»

Кратко о нашем госте
Родился:
в г. п.  Видзы  Браславского района Витебской области 11 марта 1965 года.
Учился: в средней школе г. п. Видзы, с 1982 по 1987 гг. — в Белорусском политехническом институте.
Работал: в ОАО «Бобруйский завод КПД», ПКТБ «Стройкомплекс», АКПМ №4 филиала Могилевского института «Могилевгражданпроект», налоговой инспекции, государственном контроле, в ОАО «Бобруйскагромаш», последние два года — начальник отдела строительства Бобруйского горисполкома.
Семейное положение: женат, супруга Инесса Георгиевна работает в ОАО «Бобруйский завод КПД». Старший сын Семен учится в колледже, младший, Ян — в 7-м классе.
«Люблю Браславщину»
— Виктор Вацлавович, сначала вкратце о себе.
— Родился я небольшом городке Видзы Браславского района Витебской области в семье учителей: мама всю жизнь преподавала математику, отец — физику. Места наши на удивление красивые. Как говорил наш учитель истории, это обусловлено тем, что 30 тысяч лет назад здесь остановился ледник (его граница проходила по нашей территории, Псковской области, Валдаю), и он принес множество камней и валунов, «вырыл» озера, изменил ландшафт. Я там очень люблю бывать. Приезжаю к маме, которая, к счастью, жива…
 В 1982 году окончил среднюю школу и поступил в Белорусский политехнический институт. В 1987 году по распределению приехал в Бобруйск на завод КПД. В Бобруйске уже 23 года, поэтому меня можно наполовину считать бобруйчанином. На заводе КПД сначала был мастером, за два года «дорос» до заместителя начальника производственного отдела. Затем меня «переманили» в проектную мастерскую. Проектирование всегда казалось мне довольно привлекательным занятием, интереснее строительства: ты «рисуешь» на бумаге здание, а потом видишь, как задуманное тобой воплощается в жизнь. Вообще тогда, в начале своего трудового пути, я поработал в разных проектных и строительных организациях — в ПКТБ «Стройкомплекс»,  АКПМ №4 филиала Могилевского института «Могилевгражданпроект». А затем началась рыночная экономика,  и проектантам стало жить тяжело. В те годы работал технологом на комбинате железобетонных изделий, в налоговой инспекции, в госконтроле. Предпоследнее место работы, где я 8 лет был начальником отдела строительства, — ОАО «Бобруйскагромаш».  Об этом предприятии, его коллективе, руководстве у меня остались самые теплые воспоминания. В 2008 году предложили возглавить отдел строительства горисполкома.
«С долгостроями мы разобрались»
— Кем вы себя чувствуете — строителем, госслужащим или кем-то еще?

— Наверное, чиновником. Строить — это важное дело, но прежде, чем начнется возведение дома, требуется выполнить массу других не менее важных и нужных дел организационного порядка. Приходится вникать во многое, проводить совещания, заседания штабов, координировать работу разных организаций и т.д.
— Чем занимается ваш отдел?
— Основная задача — это формирование жилищно-строительных кооперативов. Мы оформляем и рассчитываем субсидии. К заседаниям городского исполнительного комитета готовим решения, касающиеся всевозможных задач в строительстве, их рассмотрения и принятия мер. Еще наш отдел помогает гражданам, проживающим в частном секторе, газифицировать свои дома.
Сегодня наша главная задача — помочь гражданам реализовать свое право на жилище, воплотить в жизнь большие планы по строительству и вводу в строй жилья. Государство и президент страны этому вопросу уделяют большое значение, потому что строительство — это тот локомотив, который способен вытянуть из кризиса всю экономику.
— В Бобруйске в последние годы возведено очень много домов. А можно ли было построить еще больше?
— Бобруйскими строительными организациями, как в городе так и за его пределами, в 2009 году построено 175 тысяч квадратных метров жилья. Если бы все оно было возведено только в нашем городе, острота жилищной проблемы снизилась бы еще больше.
— Как удалось так подтянуть строительство, за счет чего? Ведь в других городах дома тоже строятся, но, как нам кажется, не в таких объемах.
— Бобруйск как ни один другой город, по крайней мере в Могилевской области, смог сохранить свою строительную базу, в то время как в других городах в трудные годы такие предприятия и организации закрывались или перепрофилировались. В городе пять крупных генподрядных строительных организаций: строительный трест №13, Бобруйский домостроительный комбинат, завод КПД и комбинат железобетонных изделий, межрайонный домостроительный комбинат, строительные монтажные управления различного профиля. Немаловажно и то, что к профессии строителя в городе всегда было уважительное отношение.
— Когда-то больной проблемой были долгострои…
— С долгостроями мы разобрались. Последний 60-квартирный крупнопанельный 5-этажный жилой дом в микрорайоне «Западном» вскоре примет жильцов. Стоял он, если я не ошибаюсь, с конца 80-х. Вызвали туда специалистов из проектного института, которые обследовали его, сделали необходимые испытания и пришли к выводу, что дом можно и нужно достраивать. Была подготовлена проектно-сметная документация, и стройтрест №13 взялся за работу. Больше у нас по жилью долгостроев нет.
— Хорошо, жилищная проблема в Бобруйске будет решена. Что потом делать строителям? Как просматривается будущее строительной отрасли города?
— Конечно, наши строительные предприятия еще не «насытили» город жильем. Но они давно и активно осваивают строительное пространство за пределами не только города и области, но и страны. Очевидно, такая сфера деятельности будет развиваться. Я хочу сказать, что строители без работы не останутся. Жилищный фонд в городе ветшает. В 1973 году стал работать завод КПД, и взамен домов, возведенных им в те годы, через 20 -30 лет, с истечением срока их эксплуатации, придется строить новые. У нас в городе еще много индивидуальных домов, построенных в довоенный период, с частичными удобствами. Многие из такого жилья с удовольствием переехали бы в благоустроенные квартиры. Не за горами реконструкция центральной части города со старыми застройками. В настоящее время наши строительные организации нацелены на дальнейшее развитие своей материально-технической базы, предприятия крупнопанельного домостроения осуществляют плановую модернизацию производства с целью улучшения качества и потребительских свойств  — теплосбережения, уменьшения звукоизоляции и т.д.
— Как-то по неофициальным и даже по официальным каналам прошла информация о том, что в нашем городе за строительство жилья возьмутся иностранные фирмы. Своих, что ли, не хватает?
— Слухи пошли оттого, что в Слуцке одно белорусско-бельгийское предприятие стало выпускать заготовки наружных стен. Оттуда их перевозят в Европу, и там собирают дома. У этой фирмы было намерение возвести один дом в Бобруйске, но дальше намерений дело не пошло. А у нас, конечно же, и своих строителей хватает.
— Недавно в нашем городе стали возводить каркасные дома…
— Да, у нас Бобруйский домостроительный комбинат не первый год ведет строительство подобных жилых домов. В ближайшем будущем стройтрест №13 приступит к строительству каркасных домов так называемой 020-й серии. На первый взгляд, это довольно простая строительная технологии — из колонн-ригелей и плит перекрытий монтируется каркас, и далее следует свободная планировка. Сейчас на улице Ульяновской,  в районе Дворца искусств, ДСК возводит три каркасные 14-этажные высотки. Думаю, за таким типом домов неплохое будущее, хотя, как и в настоящее время, крупнопанельное домостроение останется самым массовым и дешевым.
— От строителей нередко приходится слышать о неудовлетворительном уровне проектирования…
— Вопросы, как говориться, есть.  Но можно понять и причины этого. Мы стали строить больше в разы. Если в начале 2000-х в год сдавали 6 -7 домов, то в прошлом году сдали18, на текущий год запланировано более 30. Естественно, нагрузка на проектантов возрастает, хороших специалистов не хватает, в спешке  допускаются ошибки, которые выявляются в ходе прохождения экспертизы проекта, а нередко и в ходе строительства, когда уже на стройплощадке приходится дорабатывать и исправлять погрешности. Одна из причин также в том, что для проектирования жилья мы нередко привлекаем организации, для которых проектирование раньше было несвойственно, и специалистам этих мастерских необходимо больше времени для решения поставленных задач.
— Как идет строительство на селе?
— Для возведения жилья, в том числе и на селе, в Бобруйске есть довольно крупная строительная организация — Бобруйский межрайонный домостроительный комбинат. Работает он стабильно, постоянно наращивает объемы, строит качественное жилье, по итогам работы в прошлом году признано победителем соревнования.
«Все определяет спрос и предложение»
— Урбанизация, которая сейчас происходит, отрывает человека от его корней, от земли. И это мешает ему себя реализовать. Есть ли у горожан возможность, не выезжая из города, жить, как на селе, на своем участке земли, в своем доме?
— Я считаю, что будущее общества не в мегаполисах, а в более мелких городах с численностью населения до 300 тысяч человек. В таких населенных пунктах больше возможностей для самореализации, они достаточно компактные, не подавляют личность. Сейчас же, если ты поставил задачу жить в собственном доме, тебе никто и ничто не мешает. Можно купить земельный участок и строить дом, можно купить участок с готовым домом, можно для строительства воспользоваться кредитом. В Бобруйске частный сектор довольно внушительный — более 20 тысяч домовладений. И развитие города направлено не на их снос и строительство на их месте бетонных коробок. Новые микрорайоны у нас строятся на новых местах. Из всего вводимого в строй в городе жилья 12-13 тысяч квадратных метров приходится на частные домовладения. Там, где индивидуальные дома обветшали, люди или продают их, или строят новые. Сам жилищный рынок регулирует эти отношения.
— Возглавляемый вами отдел еще курирует подведение природного газа в индивидуальные дома…
— И эта проблема значительно подвинулась. В городе порядка 1.000 домов в год подключаются к природному газу. Но он пришел к нам сравнительно недавно. Лишь в конце 80-х у нас появилась возможность подключать к природному газу многоквартирные дома. Думаю, в течение ближайших пяти лет весь город будет охвачен природным газоснабжением. Это очень удобно для людей: современные газовые котлы работают в автономном режиме, могут регулировать температуру в отсутствие человека и тем самым делать жилье по-настоящему благоустроенным.
— Есть ли в городе незаселенные квартиры?
— Не думаю, что кому-то выгодно, получив жилье, не жить в нем. Некоторые, при возможности жить где-то в другом месте, сдают квартиры внаем. В других городах, например, в Минске или Москве, где цены на рынке жилья гораздо выше, чем у нас, крупные инвесторы могут позволить себе вложить в строительство немалые средства, а потом ждать или повышения стоимости жилплощади, или  пока найдется покупатель, способный заплатить требуемую им сумму.
Но в Бобруйске долевое строительство не так развито, как в крупных городах. У нас оно строится по мере того, как собирается определенное число застройщиков, и они, заплатив взносы, строят жилье. Около 100 квартир из вводимых в городе в течение года отводится под социальное жилье. По мере ввода дома в эксплуатацию такие квартиры распределяются тем категориям граждан, которым они положены. После того, как квартиры распределены, с гражданами, которые в них будут проживать, коммунальные предприятия по эксплуатации жилого фонда заключают договора, и данная категория граждан начинает оплачивать коммунальные услуги. Их квартиры тоже не должны пустовать.
— Почему тогда в некоторых построенных домах в окнах не висят занавеси, ночами нет света?
— Дело в том, что некоторые застройщики, желая удешевить строительство, отказываются от отделочных работ, и после получения ключей на квартиру делают в них ремонт сами. Некоторое время, иногда полгода и более, пока такие работы ведутся, там может никто не жить.
— Какие ваши прогнозы относительно цен на недвижимость?
— Такие прогнозы делать трудно. Я могу только сказать, что в небольших городах цены на жилье будут ниже, в крупных — выше. Сейчас между рыночной ценой и той, что сложилась при строительстве посредством ЖСК разница небольшая: 2-комнатная квартира стоит порядка 70 миллионов рублей, такая же, построенная через кооператив, тоже приблизительно столько, но во втором случае многие могут воспользоваться льготными кредитами, чеками «Жилье».
«Дальние путешествия не люблю»
— Мы все о работе да о работе. А чем вы живете? Как, например, познакомились с женой?

— В туристической поездке в Киев. Тогда я работал в проектной мастерской, а Инесса Георгиевна на заводе КПД. С тех пор прошло около 20 лет. У нас уже двое сыновей. 
— Чем вы увлекаетесь в свободное время?
— Увлечений много. Любимое — путешествия со своей семьей. Садимся вчетвером в автомобиль и едем. Дальние путешествия, в страны Запада, на юг не люблю. Едем, например, на Нарочь. В прошлом году таким образом побывали в Мирском замке и Несвиже. Поехать туда посоветовал младший сын, который до того там побывал на экскурсии и сказал, что очень интересно. Летом часто выезжаем на  Птичь, на  Березину в район деревни Притерпы, там очень красиво. В этом году хотели съездить на горнолыжный курорт в Силичи. Но зима заканчивается, а мы так и не выбрались. Что ж, будет куда поехать следующей зимой.
— А охота, рыбалка?
— На охоте иногда бываю, когда приглашают друзья. Как и на рыбалке. Но эти виды отдыха не западают в душу. Я охотник и рыбак от случая к случаю. Хотя уху люблю, как и рыбу в любом виде. А из более серьезных увлечений, к чему расположен, — баня, когда в парилке можно отвести душу. Еще люблю бывать на даче. Она находится в Кировском районе, в деревне Гута.
— Как вам кажется, почему люди так привязаны к дачам, ведь они большого дохода не приносят…
— Одни убытки….  Но там человек может себя реализовать. Люди вообще в силу жизненных обстоятельств часто занимаются не тем, чем хотелось бы. А дача позволяет делать, что хочется. Если женщина любит цветы, посмотрите, что она там «вытворяет», какие розарии, цветники устраивает! Или если мужчина любит строить, резать по дереву, — он дачу отделает, как куколку!
— А вы  на даче нанимаете строителей?
— Я люблю строить сам, и на даче тоже строил сам, как хотел.

Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака?
— Рыбы, а по году… не знаю.
Ваш любимый цвет?
— Синий.
Ваше любимое блюдо?
— Селедка под шубой.
Что предпочитаете выпить?
— Из спиртного - хорошую водку.
Любимое животное?
— Лошадь.
Какую музыку любите слушать?
— Раньше любил эстраду, теперь больше классику.
Фильмы, которые вам запомнились?
— «Они сражались за Родину».
Какие книги любите читать?
— Русскую классику, и в особенности Чехова, его рассказы.
Верите ли в жизнь после смерти?
— Да, верю в бессмертие человеческой души.
Место, где вам хотелось бы побывать?
— На озере Байкал. Там ни разу не был. А вообще я люблю Беларусь,  Бобруйщину.
Александр МАЗУРЕНКО.
Фото автора и из семейного архива гостя.

 

 


09/03/10 | просмотров: 3611 | Комментировать

Ирена irena_pavel@abv.bg

Было интересно почитать. Удачи Вам в работе и оставляйте и зеленых участков в городе, а то у нас к примеру уже вообще в городе дышать нечем, а это не хорошо...)

© 2006-2024, bobruisk.org