ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Директор дошкольного детского дома Елена ПАРЧУК: «Детям наши слезы не нужны»

Кратко о нашей гостье
Родилась: 31 декабря 1971 года в Бобруйске.
Училась: в 1988 году, после окончания школы №13 (ныне гимназия №1), поступила в Могилевское педучилище, затем окончила дефектологический факультет педуниверситета им. М. Танка в Минске, позже получила специальность "Социальный педагог" в Академии последипломного образования.
Работа: трудовой путь начала в СШ №13 учителем начальных классов, затем работала дефектологом, социальным педагогом в детском доме, с 2005 года — директор этого учреждения образования.
Семья: супруг Александр Васильевич служит в Министерстве обороны, на днях получил звание полковника. Старшая дочь Екатерина в этом году заканчивает 11-й класс гимназии №1, младшая Ксения учится во 2-м классе той же гимназии.
"Постоянные разлуки идут на пользу семейным отношениям"
— Елена Игоревна, вы преуспеваете и в работе, и в семье. Чувствуете себя счастливым человеком?

— Говорят, в жизни человек счастлив, если ему повезло трижды — с родителями, с семьей и друзьями. У меня есть это все, плюс ко всему сложилось с работой, и я действительно считаю себя счастливым человеком. У меня замечательные родители, я их ценю и обожаю. Отец, Игорь Владимирович Хрущинский, долгое время был директором зеркальной фабрики. Мама, Людмила Ивановна, по образованию инженер, работала на "Ферммаше", в "Горгазе". Очень приятно, когда о родителях слышу от людей только добрые слова. Сейчас они уже на пенсии, но по-прежнему активны и жизнелюбивы, у них много друзей, часто бывают гости. Папа пишет картины, играет на гитаре, мама тоже творческий человек. Есть у меня родная сестра Наталья, которая старше меня ровно на год, мы обе родились 31 декабря — "сделали" родителям новогодний подарочек! Сестра работает воспитателем в детском саду № 64 (?). Благодаря родителям, порядочность и доброта — наши семейные качества, и я этим горжусь.
— Расскажите немного о своей собственной семье.
— Муж — бывший мой одноклассник, мы вместе учились в 13-й школе. Он военный. Кто знаком с этой профессией, тот представляет, какая это жизнь — постоянные отъезды, расставания с семьей. Раньше муж служил здесь, потом учился в Москве, сейчас служит в Минске. В пятницу он приезжает к нам, в понедельник уезжает. Кто-то считает это ненормальным, но, на мой взгляд, постоянные разлуки идут только на пользу семейным отношениям. Я благодарна мужу за то, что он относится с уважением к моей работе, понимает, как это важно для меня. Я постоянно чувствую его любовь, уважение и поддержку. Конечно, собственным детям не всегда удается уделить много внимания, но, думаю, они на меня не в обиде. В этом есть и плюс — дочери растут самостоятельными, старшая при необходимости присматривает за младшей, помогает ей делать уроки.
— В представлении многих директор-женщина — чопорная, солидная и в возрасте дама. Как случилось, что вы, будучи мамой двоих довольно маленьких детей, красивой молодой женщиной, заняли место руководителя?
— В детский дом я пришла в качестве дефектолога, потом работала социальным педагогом, потому к моменту назначения проблемы детского дома и детей-сирот я уже знала не понаслышке. И у меня были прекрасные наставники, научившие многому — бывшие директор детского дома Светлана Владимировна Танасюк, методист Валентина Казимировна Чулкова. Светлана Владимировна видела, как я работаю, как отношусь к детям, и рекомендовала меня на свое место, за что я ей очень благодарна.
"Не знал ребенок, что на кровати спать надо..."
— Елена Игоревна, сколько в детском доме воспитанников, откуда они направляются к вам?
— Я хочу сказать, что наш детский дом — один из лучших в области и республике. В мае мы проводили республиканский семинар, на котором присутствовали директора детских домов, представители Министерства образования, Могилевского, Бобруйского отделов образования. Мы с коллегами делились своим опытом по созданию благоприятных, эмоционально-комфортных условий проживания в детском доме. Приятно, что нашу работу оценили высоко. Детский дом рассчитан на 60 детей, но у нас их 47, раньше было больше. Возраст воспитанников — от 3 до 7 лет. Поступают к нам детишки из Домов ребенка и приютов Могилевской области, где временно проживают дети из семей, находящихся в особо опасном социальном положении.
— Вы сказали, что число детей, поступающих к вам, в последние годы уменьшилось. Это означает, что сирот в нашем обществе становится меньше?
— Думаю, социальное сиротство у нас сдерживается. Конечно, неблагополучные семьи есть, но родительских прав лишают не всех. На мой взгляд, это и хорошо, и плохо. Хорошо, что дети находятся с биологическими родителями, и что последним дается шанс. Но в то же время плохо, что зачастую упускается сензитивный период развития ребенка, ведь 80 процентов знаний и умений ребенок получает в дошкольном возрасте. За несколько лет ребенок в неблагополучной семье столько ужасного успевает набраться... Вот к нам сейчас из приюта поступили два братика — одному 6, другому 5 лет. Дети настолько запущенные, агрессивные, их речь состоит из одних матов. Мне кажется, если бы пораньше их забрали из семьи, дали им любовь и заботу, все было бы иначе.
— К вам когда-нибудь поступали "дети-маугли", которые росли совершенно изолированно от людей, спали в будке или на чердаке, как иногда показывают в жутких передачах по телевидению?
— Помню, привезли к нам малыша одного. Вечером он исчез, искали его долго. А он оказался ... под кроватью. Не знал ребенок, что на кровати спать надо. Многие дети еду в столовой прячут в карманы, потом находим хлеб под подушкой. Прошлая жизнь их к этому приучила. В последние годы таких вот "маугли" нет. Сейчас проблемные семьи рано выявляются, ставятся на учет отделами образования, комиссиями по делам несовершеннолетних.
— За время работы в детском доме были случаи, которые вас потрясли?
— Будучи социальным педагогом, я переписывалась с родителями. Если присылает письмо мама из тюрьмы, и она не лишена родительских прав, мы ведем с ней переписку. И вот пишет мама: "Я все поняла, так хочу вернуться и забрать ребенка, подарить ему любовь и ласку...". И все почему-то одним языком пишут. Я делаю фотографию ребеночка, обвожу его ладошку, пишем с ним: "Мамочка, я тебя люблю", и это письмо с ладошками, со слезками, рисунками маме отсылаем. В конце концов я поняла, что все это бесполезно, и сняла "розовые очки". За 14 лет моей работы в детском доме только одна такая мама забрала ребенка... Мы продолжаем вести переписку, но прежней уверенности уже нет, и детей мы слишком не обнадеживаем.
"Певец Иван Буслай — наш бывший воспитанник"
— К вам поступают дети только с психофизическими отклонениями?
— Да, у всех наших воспитанников есть особенности психического или физического развития. Из них небольшой процент имеет вторую группу здоровья, а, в основном, третью и четвертую группы. Диагнозы самые разные.
— Интересно, при нормальном воспитании "запущенные" дети догоняют своих сверстников в развитии?
— Процентов 80 детей, попавших к нам с задержкой психического развития, через некоторое время приходят в норму, выравниваются. У нас прекрасные воспитатели, дефектолог, психологи музыкальный и физкультурный работники. В детском доме хорошая база — есть столовая, бассейн, физиокабинет, сауна. А скольким мы поправили физического здоровья!. У нас же дети сразу проходят медобследование, медицинский блок в детском доме достаточно сильный. Наша врач Татьяна Семеновна Евтеева — один из лучших врачей в интернатных учреждениях области. Она работает много лет, знает всю специфику сиротства, выхаживает деток с трех лет. Мы столько операций сделали на сердце, почке. Был у нас мальчик с рубцовым сужением пищевода после операции. До четырех лет ему всю пищу перетирали, потому что он мог глотать ее только в хорошем состоянии. Прооперировали его в Минске, слава Богу, стал кушать самостоятельно.
— Вы упомянули о том, что благоприятные психоэмоциональные условия для воспитанников в вашем детском доме были отмечены на уровне республики. Каким образом удалось этого достичь?
— Люди, которые работают у нас, по-настоящему любят детей, вкладывают в них всю душу. И это не просто громкие слова, так оно и есть. Каждый день мы обнимаем каждого ребенка, говорим, что любим его. И это нормально, когда ребенок, встречая меня на коридоре, подбегает и говорит: "Я люблю тебя", а я отвечаю: "И я тебя очень люблю". Наши дети столько ласковых слов знают! Глядя на них, не скажешь, что они сироты, что они особенные. Мы всячески стараемся избегать "казенщины", все у нас по-домашнему. Раньше в детском доме была такая форма работы, как "День в семье". Все работники забирали на выходной день детей домой, детский дом закрывался. Это очень важно для социализации детей, когда они видят нормальные взаимоотношения в семье, делают со взрослыми покупки, помогают им готовить еду. Иногда и посторонние люди забирают ребенка на выходные, для этого необходимо письменное разрешение отдела образования.
— Ваши бывшие воспитанники навещают детский дом?
— Да, очень часто. И приятно слышать от многих, что для них самое светлое воспоминание в жизни — наш детский дом. Кстати, наш бывший воспитанник — белорусский певец Иван Буслай (настоящая фамилия Казимировский). Возможно, любовь к музыке еще в раннем детстве ему привила наш музыкальный руководитель Ольга Владимировна Терница. Минувшим летом Иван заходил в детский дом. Посетил свою группу, встречался с воспитателями.
"Мы уже отплакали свое"
— Каким образом вы подбираете кадры?
— Прежде всего, смотрю на человеческие качества. В детском доме никогда не будет работать тот, кто может причинить ребенку зло. А уже потом я смотрю на профессионализм, потому что ему можно научиться при желании. У нас подобрался замечательный коллектив, все люди добрые, жертвенные. Бывает, не хватает денег на лекарство какому-то ребенку, и мы собираем по несколько тысяч, покупаем его, и все это делают абсолютно добровольно. Ведь мы понимаем, что никого, кроме нас, у этого ребенка нет.
— Наверно, не каждый психологически выдерживает работу у вас? Текучесть кадров есть?
— Небольшая. Есть люди, которые, поработав день, говорят: "Я больше не могу", и уходят. А те, кто сразу остался, работают долго. Конечно, эмоционально трудно, все мы уже отплакали свое. Помню, когда я только пришла сюда в 96-м году, моей старшей дочери было три года, как и моим воспитанникам. И я настолько близко принимала все их проблемы, что сердце постоянно кровью обливалось, потом научилась контролировать свои эмоции. Мы прекрасно понимаем, что детям наши слезы не нужны. Необходимо позитивно смотреть на мир, и заряжать их своим позитивом.
— Часто ли детей из детского дома усыновляют?
— Передачу детей в семьи считаю приоритетным направлением в работе. Периодически проводим акции, направленные на это, даем объявления в газеты, у нас есть свой сайт с информацией о детишках (www detdom.bobr.by, электронный адрес: Bobruisk detdom@tut.by) Правда, не все дети подлежат усыновлению — к кому-то бабушка или тетя приходят, и планируют в последующем их забрать, а кто-то болен неизлечимыми болезнями, при которых навряд ли кто их усыновит. В прошлом году в семьи отдали 14 детей — это и усыновление, и опека, и приемная семья. Цифра хорошая. Хотя в позапрошлом году деток забрали еще больше -18. Может быть, кризис сказывается...
— Берут ли детей семьи из дальнего зарубежья?
— Сейчас международное усыновление находится под строгим контролем государства. Но в прошлом году мы отдали 5-летнюю девочку на международное удочерение в Италию, так как когда-то эта итальянская семья у нас забрала ее брата. На воссоединение семьи это возможно. Наша Инна уже выучила итальянский язык, там ей, по-моему, хорошо. Я считаю, неважно в какой семье у ребенка появится любящая семья, особенно это касается детей с неизлечимыми болезнями, инвалидов.
— А собственные родители часто восстанавливаются в правах на ребенка?
— Довольно редко. В прошлом году — только одна мама, в 2008-м — четыре, в 2007-м — две. Если мы видим, что родители искренне хотят вернуть ребенка и делают для этого все, то всегда поможем в этом. Случается, что уже и сами дети не хотят возвращаться в семью, вспоминая все, что было раньше. Потому иногда приходится возвращать доверие ребенка к родителям и миру.
"Помощь со стороны лишней не бывает"
— Денег, выделяемых государством, достаточно для содержания детей?
— Государство оказывает достаточно хорошую помощь. У наших детей 6-разовое питание, они одеты, обогреты. По различным государственным программам для детей-сирот выделяются дополнительные средства. Но все же иногда хочется их и фруктами побаловать, и уют в детском доме создать, потому помощь "со стороны" лишней не бывает.
— Может, назовете имена лучших спонсоров?
— Минчанини Пинчук Александр Владимирович, бобруйчане Юшковский Андрей Евгеньевич и Илья Ли. Это люди, которые просто по доброте своей души хотят сделать что-то хорошее. А если говорить об организациях, помогают штаб Сухопутных войск, 147-я зенитно-ракетная бригада, департамент охраны, ГАИ, ДСК, строительная организация "Дионис", некоторые частные предприниматели, порой они даже не называют себя. Уже не в первый раз наши футболисты проводили акцию "Подари ребенку по фрукту". В этом году к нам приезжали представители Министерства сельского хозяйства, подарили холодильник. Однажды посчастливилось выиграть 5 миллионов рублей в акции "Суперлото — детям". Одна женщина, которая выиграла миллион рублей в "Ваше лото", перечислила деньги на наш счет. Спасибо всем большое. Уверена, что добро, которое делают эти люди, обязательно вернется к ним.
— Какую помощь вам можно оказать?
— С этим вопросом люди часто заходят ко мне. Я всегда благодарю их уже за то, что пришли. Как-то пришла бабулечка и говорит: "Вот у меня с пенсии 20 тысяч есть, как я могу вашим деткам помочь?". Я говорю: "Есть у нас группы по 10 детей, всем по яблочку купите". Конфеты приносить не советуем, многим детям сладостей нельзя, а вот фрукты можно всем. Кто-то приходит просто поиграть с детьми, подержать их на руках, порисовать с ними, это тоже хорошо. Так, уже много лет в детский дом приходят учащиеся химтехникума, лесотехникума. Убирают листву, снег, помогают рассаживать цветы, кустарники, играют с детьми, показывают для них спектакли, проводят праздники. У нас есть благотворительный счет: № 3642000000112 филиал №703 АСБ "Беларусьбанк" г. Бобруйск МФО 760. УНН 700206668.
Ирина РЯБОВА.
Фото Валентина СЫСОЯ и из семейного архива гостьи.
Наша анкета
• Кто вы по знаку Зодиака?
— Козерог, Кабан.
• Ваш любимый цвет?
— Все светлые тона: белый, голубой, лиловый, розовый.
• Ваше любимое блюдо?
— Рыбные блюда.
• Что предпочитаете из спиртного?
— Легкие качественные вина.
• Любимое животное?
— Собака.
• Фильм, который вам запомнился?
— Старые фильмы, которые несут светлое, доброе, вечное.
• Какие книги любите читать?
— В последнее время больше психологическую литературу, например Александра Свияжа. Хочется перечитать и классику, но больше приходится изучать нормативные документы.
• Какую музыку любите слушать?
— Классическую и шансон. Нравится Стас Михайлов, потому что в его песнях благословляется женщина.
• Верите ли вы в жизнь после смерти?
— Да, верю.
• Место, где вам хотелось бы побывать?
— В Египте, во Франции. Не прочь попутешествовать по разным странам, но только вместе с семьей.
 

12/01/10 | просмотров: 4940 | Комментировать

marina

Хороший материал. Про Буслая не знали. Спасибо

© 2006-2025, bobruisk.org