ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Тамара СЕНЦОВА:
«Главным в воспитании детей считаю труд»

15 мая празднуется День семьи. И как раз в этот день отмечает свой день рождения Тамара Аркадьевна Сенцова, известная в нашем городе мама большой семьи.

Официально ее семья называется детским домом семейного типа. За 20 лет Тамара Аркадьевна и ее супруг Владислав Анатольевич воспитали 26 (!) приемных детей. И сейчас, хотя мама уже на пенсии, в этой большой семье живут 11 приемных  детишек, младшей из которых Лере — 7 лет.
Кратко о нашей гостье
Родилась: 15 мая 1947 года в Бобруйске в многодетной семье.
Училась: в СШ № 4 и 10 Бобруйска, окончила Иркутское училище бытового обслуживания по специальности «Закройщик».  
Работала: в течение 20 лет — закройщиком в Братске, Ташкенте, в бобруйском салоне «Элегант». С 1989 года — воспитатель детского дома семейного типа.
Достижения: в 2002 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награждена орденом святого благоверного царевича Дмитрия, Московского и Угличского чудотворца, «за особые заслуги о попечении о детях нуждающихся, сирых и больных». В 2001 году была «Человеком года» в области. 
Семья: с супругом Владиславом Анатольевичем вместе 40 лет, он также родитель-воспитатель. Свои дети уже взрослые. Дочь Наталья работает закройщиком в школе-колледже искусств, сын Вадим — на оптовой фирме, сын Святослав — экономист, недавно вернулся из армии.
«Павлик плакал, просил: «Тетя, забери меня!»
— Тамара Аркадьевна, вопрос этот вам, наверное, задавали уже сотню раз. Что послужило толчком к созданию такой огромной семьи?
— Во-первых, сама я из семьи, где было шестеро детей, а у мужа моего еще больше  — восьмеро. Когда я работала закройщиком, мы часто посещали детский дом на улице Пушкина, обшивали там деток. Приходили, конечно, не с пустыми руками — конфеты, печенье. Детишки всегда обступят меня и такими глазенками смотрят… Одним из первых всегда подбегал симпатичный мальчишка цыганской внешности, Артур. Захотелось мне его взять к себе. Младшему сыну Святославу тогда было всего три годика, пусть, думаю, будет ему братик. Пришла домой и говорю: «Давайте возьмем в семью мальчика». Никто сильно не возражал. Пока оформляли усыновление, в ту же группу поступил Павлик. Он плакал, просил: «Тетя, забери меня, я тебя слушаться буду!». Решили взять и Павлика. А у него были братья и сестры. Чтобы их не разлучать, взяли всех. Вот так, в один день, 14 июня, в нашу семью пришло сразу пятеро детей!
— Простите, сколько вам тогда было лет?
— 42 года. Детских домов семейного типа в то время не существовало, и мы всех усыновили. Постепенно втянулись, и теперь ни муж, ни я не представляем своей жизни без большой семьи. Как-то я уехала с детьми в лагерь отдыхать, так муж говорил, что места себе не находил один в огромном пустом коттедже...
— Кстати, где вы жили такой большой семьей?
— Сначала целый год мы вдесятером жили в нашей 2-комнатной квартире на Крылова. Потом решили уехать в Молдавию, на подъем раньше мы были очень легкие! Уже начали строить там дом, муж прописался. Но в Приднестровье началась война, и от переезда пришлось отказаться. Бобруйский горисполком пошел нам навстречу, выделили три квартиры — 3, 2 и 1-комнатную на одной площадке в 6-м микрорайоне. А семь лет назад Белорусский детский фонд помог нам построить 2-этажный коттедж на улице Садовой, очень хороший.
«Разбогатеть на детях нельзя»
— Почему вы хотели уехать в Молдавию? Может, окружающие относились к вам с непониманием?
— Проблем было очень много, в том числе и в отношениях с окружающими. Многие не были готовы принять такое явление, как усыновление чужих детей. Находились «доброжелатели», которые рассказывали детям о том, что они нам — не родные, те приходили домой в слезах. Сколько раз приходилось слышать, что мы «деньги зарабатываем на детях», потому что работать не хотим. Никак не забуду давнишний случай. Ехали мы с детьми в автобусе на Пасху к бабушке. Сидим в уголке, и я слышу, кто-то говорит: «Это, наверное, та женщина, что детей из детского дома взяла». (А незадолго до этого в газете был материал о нас). И весь автобус начал обсуждать таких, как я, много пришлось выслушать и лестного, и не очень. А один подвыпивший мужчина подошел ко мне и руку поцеловал. Я рада, что сейчас мы живем возле реки и на людях появляемся редко. 
— А много ли зарабатывает воспитатель дома семейного типа?
— Зарплата у меня — чуть меньше 700 тысяч рублей, плюс 400 тысяч пенсии. Каждый ребенок получает 280 тысяч пособия. Конечно, за такие деньги ребенок не может пропитаться, одеться. Практически все его пособие уходит на одну еду. Так что разбогатеть на детях нельзя. А  рабочий день у нас — 24 часа в сутки, без выходных и отпусков. Раньше выплачивалась компенсация за отпуск, сейчас нет. Для государства такие детские дома очень выгодны, содержание ребенка в госучреждениях обходится гораздо дороже. 
«Зачастую льготы сирот портят»
— Кто-нибудь еще оказывает вам помощь?
— Огромное спасибо Ивану Ивановичу Кожемяко, Сергею Ивановичу Теплякову, Михаилу Викторовичу Желудову, Михаилу Григорьевичу Бондаренко за помощь при строительстве нашего дома. Всегда помогают нам в отделе образования Первомайского района. Там работают очень хорошие люди. С моими детьми уже много лет занимается известный художник-керамист Алла Кириллова, по ее руководством на базе нашей семьи 10 лет существует народная студия, проходят выставки картин наших детей. В этом году планируется еще одна, приуроченная к 20-летию детского дома. Есть у нас в доме своя керамическая мастерская, имеется даже печь для обжига.
— Тамара Аркадьевна, а как вы относитесь к мнению, что дети-сироты растут иждивенцами и заботу государства о себе воспринимают иногда как должное?
— Абсолютно согласна с вами, зачастую льготы сирот портят. Например, они имеют право выбора: хочешь служить в армии — служи, не хочешь — не служи. Имеют право на получение жилья, льготы при поступлении. Вот и получается, что парень молодой, здоровый, а получает квартиру, в армию не идет, со скидкой поступает в институт. А другой, которого мать-одиночка всю жизнь еле тянула за гроши, должен отслужить, сам поступить в институт, построить квартиру. Думаю, это не совсем справедливо. К слову, и в нашей семье из-за этого случаются непонимания между детьми: например, те, у кого статус сироты, получают пособие на питание около 360 тысяч рублей, а те, над кем оформлена опека, напомню  — 280 тысяч.  
— Воспитывать чужих детей, наверное, нелегко. Как вам удается?
— К каждому ребенку стараюсь подходить и с лаской, и со строгостью. Главным в воспитании мы с мужем считаем труд, без него ничего путного из ребенка не получится. Все наши дети выросли неплохими людьми. Артур из первой «пятерки» работает в «Шиннике», Павел — газосварщиком в России, Ваня окончил строительный колледж и тоже в России. В любом случае все они трудоустроены, зарабатывают и живут честно, спиртным не злоупотребляют. 
«Ни один родитель даже не пытался забрать своего ребенка»
— А было такое, что кого-то из детей нашли и забрали биологические родители?
— Ни разу. Некоторые из них живут нормально и беззаботно, зная, что детей их вырастят, выкормят и выучат. Отец одной девочки заходил к нам со второй женой. Мужик здоровый, на нем пахать. Посмотрел, и говорит мне без стеснения: «А зачем я буду ее забирать? Сам я ее не выучу, а без льгот она не поступит». И ушел.
Не могу забыть один случай. Меня пригласили в Могилев на праздник. Когда на концерте объявили фамилию исполнительницы песни, мне стало плохо. Фамилия была та же, что у моего «цыганенка» Артура, и лицо, мне показалось, такое же. После концерта я пошла искать ее, но в суматохе нашла только какого-то мужчину из их коллектива. Ему я сказала: «Передайте ей, что я вырастила ее сына, и если она хочет, пусть найдет меня». Но никто к нам и не пожаловал. А некоторые дети так надеются, что мама найдется… Как-то вызвали меня в суд, где я должна была встретиться с мамой одного своего мальчика. Он так хотел пойти со мной, увидеть ее. Но я знала, что эта встреча только огорчит его, и не взяла, чтобы не травмировать. Родительница его в суде посмотрела на меня, хмыкнула и отвернулась. А он дома мне говорит: «Мама спрашивала про меня?». За 20 лет у нас было 26 детей, и ни один родитель даже не пытался забрать своего ребенка.
Дополняет сын Вадим:
— А вот когда дети вырастают, они иногда восстанавливаются связи с биологическими родителями. Зов крови, наверное. И те давят на их жалость — выпрашивают деньги, которые потом пропивают.
«В «Зубренке» я, наконец, выспалась»

— Трудно, наверное, такую семейку прокормить?
— О, да! Ежедневно я варю 10-литровую кастрюлю супа, 8-литровый казан гарнира, 15 литров компота или чая. Если делаю котлеты, то нужно минимум 3 кило фарша, а сосисок за обед уходит самое малое 2 килограмма. И готовлю я всегда с большим запасом, потому что постоянно кто-то гостит. Сейчас Игорь у нас живет, пишет дипломную работу, в воскресенье Ваня приедет, на выходные Света привезет своего избранника знакомиться. 
— А дачу имеете?
— Недавно купили домик в Бабино-2. Сильно работать там дети не стремятся, но муж приучает. Завели небольшое хозяйство — курочек, козочек. Посреди деревни есть небольшой пруд, дети с удовольствием на нем рыбачат. Рядом лес, в прошлом году столько ягод и грибов заготовили! А овощи мы покупаем у одного фермера, который все доставляет прямо домой. На зиму я закупаю у него 3 тонны картошки, 200 килограммов свеклы, 300 — моркови, тонну капусты.
— Когда ж вы отдыхаете, Тамара Аркадьевна?
— За последние 20 лет трижды удалось съездить с детьми в санаторий и лагерь «Зубренок». Там я, наконец, выспалась, и детям там ставили только хорошие отметки!
НАША АНКЕТА
Кто вы по знаку Зодиака?
— Телец.
Ваш любимый цвет?
— Голубой.
 Ваше любимое блюдо?
— Все из картошки.
Что предпочитаете выпить?
— Совсем не пью.
Любимое животное?
— Собаки, но не люблю, когда они живут в доме.
Какую музыку любите слушать?
— Спокойную.
Фильм, который запомнился?
— «Судьба человека», «Мачеха».
Какие книги любите читать?
— Сейчас перечитываю «Войну и мир» и воспринимаю ее совсем иначе, чем в молодости.
Верите ли в жизнь после смерти?
— Уверена — я буду жить, пока обо мне будут помнить. А загробную жизнь представить сложно.
Место, где вам хотелось бы побывать?
— Санкт-Петербург. Очень люблю Брест. Была там несколько раз, хотелось бы еще.

Ирина РЯБОВА.
Фото автора и из семейного архива семьи Сенцовых. 


12/05/09 | просмотров: 2951 | Комментировать

© 2006-2024, bobruisk.org