Борис Бурда: «Будущее «Культурной эволюции» зависит от ее организаторов» Отпела и отшутила в Щатково «Культурная эволюция», но память о фестивале бардовской песни и поэзии еще жива в сердцах бобруйчан… В одном из прошлых номеров нашей газеты гостем «Вечерки» был известный российский бард, композитор и поэт Сергей Никитин, а сегодня в нашем «Звездном доме» гостит еще один именитый участник «Эволюции», популярный телеведущий кулинарного шоу, лауреат многих фестивалей авторской песни, знаток игры «Что? Где? Когда?», игрок «Своей игры», журналист и писатель Борис Бурда.
«Для чего к кострам уходят люди?..» — Борис Оскарович, как вам идея «Культурной эволюции»? — Любая идея провести фестиваль авторской песни мне нравится, потому что я люблю этот жанр. Что касается этого фестиваля, то я могу сказать, что он хорошо оборудован, организован, что здесь просто чудесная природа! — Что нужно, чтобы у этого фестиваля было будущее? — Это дело организаторов фестиваля. Если они его сделают красивым, оригинальным, ярким, зрительски запоминающимся, если привлекут толковые интересные силы, то у этого фестиваля будущее будет уже по определению. Если нет — то нет! Это зависит только от них. — Над фестивалями авторской песни всегда витает дух романтики. А вы романтичный человек, вам присущ этот дух? — Дело не в романтике, все проще… Цитата из Леонида Симакова: «Для чего к кострам уходят люди? Чтобы рядом не было чужих…». Я очень люблю эту песню, и когда ее хотят петь у костра, я пою ее у костра, когда ее хотят слушать в красивом комфортабельном зале, я пою ее в красивом комфортабельном зале. Мне не очень существенно место, где я ее пою, мне существенны глаза моих слушателей. — В таком случае, когда вы последний раз ночевали в палатке? — В июле этого года на Грушинском фестивале. «Хорошие повара — очень интересные люди» — В вашем образовании есть страничка, связанная с кулинарией? — Нет, это чисто дилетантские вещи и профессиональность их не в дипломе. Мы неправильно понимаем слово «профессиональность». Замечательный наш поэт Юрий Михайлик еще в 1980 году, когда вел для нас, молодых самодеятельных авторов, семинар, сказал, что ненавидит слово «самодеятельный». Он сказал, что если отчего-то наша страна и погибнет, то не от внешнего врага, не от внутренних распрей, не от экологической катастрофы, а от художественной самодеятельности. Он добавил, что понимает слово «самодеятельность» так, словно человек, который занимается этим, может себе сказать: «Я могу делать это не так хорошо, как бы мог, а спустя рукава. Я самодеятелен, мне и так простительно». Вот и я не хочу быть самодеятельным в понимании Юрия Николаевича, он замечательный поэт и очень умный человек. С тех пор как я занялся кулинарией, стараюсь делать это достаточно профессионально и грамотно. Некоторый непрофессионализм я допускаю в своей передаче намеренно. Вот, например, я делаю страшную для непрофессионального повара вещь: я сижу, а не стою, когда работаю. Но этим я подчеркиваю, что моя кухня — это кухня для непрофессионалов. Это кухня для всех людей, кто самостоятельно готовит себе пищу, а это ведь подавляющее большинство людей, живущих в наших странах! — Насколько пополнился багаж ваших кулинарных знаний после того, как вы стали ведущим программы «Вкусно с Борисом Бурдой»? — Я достаточно много знал, когда осмелился в это ввязаться. Но я приобрел очень много. Я начал знакомиться с великими профессионалами этого дела. И я узнал одну прекрасную вещь: на самом деле расхожее советское мнение о низком культурном уровне и плохих моральных качествах поваров — это недостойная ложь, что это замечательные талантливые люди! Если мы встречаем хорошего повара, то это всегда человек культурный, высокообразованный и очень умный. Мой друг и соавтор Илья Лазарсон, с которым я написал недавно достаточно интересную, на мой взгляд, книгу, например, вдруг оказался членом жюри одной из крупнейших российских литературных премий… Хорошие повара — очень интересные люди, потому что кулинария имеет огромную связь с историей и культурой народа, который выдумал то или иное блюдо, приготовляемое кулинаром. Невозможно обратить на эту связь мало внимания и в то же время — приготовить хорошее блюдо. — Как вы относитесь к крылатой фразе какого-то противника гурманства: «Пищу создал Бог, а кулинарию — дьявол»? — Если кто-то ищет дьявола, то он его находит, причем, где угодно. Что-то плохое может нести не вкусно приготовленная пища, а нездоровое отношение самого человека к этой вкусной пище. Если человек готовит вкусное блюдо, он ни в чем не виноват, а если кто-то им злоупотребляет и портит свое здоровье — это исключительно его вина. — В таком случае, является ли, на ваш взгляд, гурманство пороком или грехом? — Я некомпетентен в вопросах греха. Что же касается порока… Те тонкие ощущения, которые дает прекрасная кулинария — это только хорошее, и порока в этом нет. Порок начинается на злоупотреблениях. Леонид Симаков, известный бард, когда-то обмолвился чудесным двустишием: «Где изуверство, где святая вера — решает мера, все решает мера!» «Что? Где? Когда?» идет в регионы не для того, чтобы измельчать» — Вы принимали участие в дебюте белорусской телеверсии «Что? Где? Когда?». При всей симпатии к этой программе и ее участникам у меня осталось ощущение некоторой профанации, а порой и дискредитации самой идеи в связи с более низким уровнем знатоков и устроителей игры. У вас подобного ощущения не возникало? — Безусловно, нет. Даже теоретически уровень игры не мог достигнуть уровня большой телепередачи, потому что над ним работают уже 35 лет, но с самого начала была заявка на вполне достойное качество. Кроме того, игра не может не идти в регионы, потому что там интересуются этой игрой. Она идет в регионы не для того, чтобы дискредитировать или измельчать, а для того, чтобы удовлетворить желание этих регионов, чтобы этой игры было побольше. И ничего плохого я в этом не вижу. Самое главное — удержать эти уровень и качество и поднять их, потому что, в итоге, все будут рядом видеть главную версию и сравнивать с ней. Это должно стимулировать белорусскую версию к тому, чтобы очень постараться. Бобруйск — город с юмором — К нам вы привезли свои песни, а уезжаете с чем? — С белыми грибами! Я очень скучаю по грибам в нашей безлесной местности. Моя давняя приятельница, замечательный витебский бард Танечка Лиховидова привезла мне несколько банок белых собственной засолки. — Вы впервые в Бобруйске? — Да. — Какие ассоциации до сей поры у вас были связаны с нашим городом? — Я читал моих земляков Ильфа и Петрова. Я знал, что Бобруйск — это прекрасное высококультурное место, и что каждый сын лейтенанта Шмидта мечтает сюда попасть. Это главная ассоциация, другие возникали у меня только в плане юмористики. А теперь убедился воочию, что у вашего города, как и в Одессе, эдакий оригинальный колорит, обособливающий его от других городов Беларуси. А еще обратил внимание, что сами бобруйчане отличаются какой-то особенной манерой поведения и способностью выражать свои мысли.
Александр БОГДАНОВИЧ, Лариса ГУЛЬБИС. Фото Дмитрия МЯКИНА.
Смешной рецепт манной каши от Бориса Бурды — Возьмите большую чугунную сковородку. Раскалите и бросьте на нее, абсолютно сухую, 4 столовых ложки манной крупы. Помешивая деревянной лопаточкой, доведите до светло-коричневого цвета. После чего залейте крупу двумя стаканами кипятка. Сразу прикройте крышкой, чтобы не разбрызгивалось. Посолите по вкусу и держите на огне не более одной минуты. Положите туда кусок масла. Попробуйте, совершенно изумительный вкус! И посмейтесь над собой, потому что вы якобы знали, какой вкус у манной каши, и были всегда уверены, что она вам абсолютно не нравится.
|