ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Здесь живет история…


Работники бобруйского архива: Наталья Владимировна Курапцова, Наталья Викторовна Ефимчик, Елена Васильевна Михолап, Татьяна Александровна Анацко, директор Людмила Викторовна Кнарус, Галина Михайловна Кислякова, Светлана Феликсовна Баханович, Екатерина Владимировна Кузнецова.  

 


Это здание на улице К.Либкнехта, 59 мало приметно для прохожих. Но в нем сконцентрирована вся история города за последнее столетие. Да не только города, а и пяти близлежащих районов. Здесь находится Бобруйский государственный зональный архив. Накануне профессионального праздника наш корреспондент встретился с его директором Людмилой Кнарус.

— Людмила Викторовна, что у вас новенького?

— Самое главное — решением облисполкома от 30 декабря 2006 года архивная служба передана в подчинение главного управления юстиции облисполкома, наш архив стал юридическим лицом.

А в работе — три основных направления: сохранность документов, комплектование и приобретение новых документов, работа «одного окна».

— О последнем направлении, пожалуйста, подробнее.

— Гражданин обращается к нам за выдачей справки. Если у нас есть данные, то мы выдаем ее. При отсутствии материалов дальнейшие запросы работники архива делают сами. Вот, скажем, участие в строительстве шинного комбината принимали десятки проектных, строительных организаций со всего Союза. Естественно, все  документы они увезли с собой, а в то же время многие их работники остались жить и работать в Бобруйске. За этот период некоторые из указанных организаций прекратили свое существование или                реорганизовались, поиски усложняются. Но у нас сложились хорошие связи с архивами Российской Федерации, и они предоставляют нам нужную информацию.

Так действуем и в других подобных случаях, человеку уже не надо волноваться и обращаться в другие учреждения.

— По каким вопросам наиболее часто обращаются к вам граждане?

— В этом году к нам поступило 650 запросов от граждан и 390 — от организаций. Если раньше преобладали обращения по поводу трудового стажа, по военному периоду, то сейчас половина обращений связана с установлением имущественных прав (факту приобретения жилья, квартиры, предоставления земельного участка и т.д.). Но разве просто найти необходимые данные, когда человек и, к сожалению, организации просят найти их за десятки лет!.. Ведь в одном решении, скажем, горисполкома об отводе участков, предоставлении квартир — до пятидесяти и более пунктов. А за год надо просмотреть где-то около пятидесяти протоколов, не говоря о десятках годов. Хочется попросить заявителей указывать максимально ограниченные временные рамки, тогда запросы будут быстрее исполняться.

— Надо тогда создавать базу данных.

— Конечно, необходимо. Но просто это сказать, представьте себе, наш архив насчитывает более 220 тысяч документов. Чтобы занести их в компьютер, потребуется не одно десятилетие. Однако мы пытаемся систематизировать работу с документами. Так, составили в электронном виде программу на усыновленных детей. В настоящее время работаем над справочником о переименовании улиц и переулков города, начиная с 1944 года по настоящее время.  Сейчас уже обрабатываем 1960 год. Это важная работа, меньше будет сумятицы, быстрее будет выдаваться необходимая информация. К нам обратилась гражданка США с просьбой найти родственников с переулка Леккерта. А еще до войны он стал улицей, нумерация домов сменилась. Создаваемая программа поможет ускорить подобные поиски.

В послевоенное время строилось очень много, сокращались старые улицы, переулки, сносились ветхие дома, возникали, планировались новые дома, улицы. Так, только в Бобруйском районе с 1944 по 1947 год было построено 148 домов. Я уже не говорю о городах, так что тут нужна системная работа.

— Над чем еще работают сотрудники архива, что нового пополняет его фонды?

— Сбором и созданием личных фондов интересных людей, проживавших на территории архива. Мы давно обращались к ветеранам с просьбой сдавать в архив личные документы, интересные вещи. Но туго это дело идет. Правда, в последнее время несколько интересных поступлений пополнили архив. Вот в Свислочи нашли в личном архиве бывшего директора школы, заслуженного учителя школ БССР А.А.Тимошенко отчеты за 1930-1934 годы Свислочского райисполкома (когда-то Свислочь, оказывается, был райцентром). Председатель Свислочского сельсовета под воздействием собранных материалов сейчас ставит вопрос о присвоении имени заслуженного земляка школе или одной из улиц поселка.

Что мы знаем о МОПРе? Есть в городе такая улица. Сейчас и расшифровать-то это слово не каждый может. А в 20-30-х годах в Бобруйске была окружная организация МОПРа (международной организации помощи борцам революции). Так вот, к нам поступили документы этой организации, правда, состояние их плачевное, но мы пробуем восстановить их.

Интересны и поступившие документы (1929-1931 г.г.) окружного отдела физкультуры.

Готовим личный архив бывшего директора нашего архива Ивана Осиповича Шувалова, который долгие годы был секретарем комиссии по установлению принадлежности к партизанам и подпольщикам. 90-летняя жена его передала некоторые личные вещи мужа.

И очень хотелось бы от областного архива заполучить оккупационную картотеку, которая ценна для нашего архива, но пока попытки не дают результатов.

— Основная забота, как вы уже отметили — сохранность документов. Как вы с этой задачей справляетесь?

— Для нас эта важная задача, и не только в самом архиве, здесь мы чувствуем себя уверенно, ибо есть необходимый температурный режим, обеспыливание, сигнализация. Важно и то, чтобы все документы, которые находятся на предприятиях, организациях и затем станут достоянием государственного архивного фонда страны,  были в сохранности. Поэтому систематически работники архива проверяют правильность комплектации документов и их сохранность более чем в 300 учреждениях, организациях, предприятиях подведомственной нам территории. Создана общественная служба Госархивнадзор.

Меня иногда упрекают, что не привлекаем к ответственности лиц, нарушающих архивное законодательство. Пока мы обходимся профилактическими мерами, указываем на недостатки, даем срок устранения. К слову, за утерю, порчу документов, входящих в состав архивного фонда, законодательством предусмотрено наложение на виновных штрафа в размере до 100 базовых величин.

— Объем работы у вас большой, штат же небольшой, но, судя по всему, вы справляетесь. Не могли бы вы назвать своих лучших работников?

— Да, за последние годы сократилось два отдела, два сотрудника. Но благодаря таким работникам, как Наталья Владимировна Курапцова, Клавдия Станиславовна Ильина, Наталья Викторовна Ефимчик, да, собственно говоря, все сотрудники нашего архива, со своими задачами мы справляемся успешно.

— Скажите, на сколько лет хватит помещений для хранения документов?

— Сейчас архив заполнен на 99 процентов. Если же нам удастся сделать капитальный ремонт первого этажа, то, думаю, на пятьдесят лет хватит. К тому же проводим сейчас экспертизу документов, что даст возможность уплотниться.

— Поздравляем, Людмила Викторовна, ваш коллектив с профессиональным праздником, желаем всем крепкого здоровья, успехов, счастья и любви!

— Спасибо. И разрешите мне от имени коллектива поздравить наших ветеранов Марию Александровну Третьяк, Галину Михайловну Юханову, Екатерину Никандровну Дозорову с праздником и сказать «огромное спасибо» своим трудовым учителям, пожелать здоровья, мы вас любим и помним!


Александр ДЕМИДОВИЧ.

Фото Дмитрия МЯКИНА.    



08/10/07 | просмотров: 7014 | Комментировать

Андрей airger@hotmail.com

С правильным и сравнительно недорогим оборудованием сканирование 220 тыс страниц не должно занять более, чем год.

© 2006-2024, bobruisk.org