ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

«Мы сделали многое из того, чего нет в других епархиях». Епископ Бобруйский и Быховский Серафим ответил на вопросы журналистов

Епископ Бобруйский и Быховский Серафим на встрече с журналистами еще раз подтвердил мнение о себе как о человеке незаурядном.
Епископ Бобруйский и Быховский Серафим на встрече с журналистами еще раз подтвердил мнение о себе как о человеке незаурядном.


Отец Дмитрий Первий, владыка Серафим и отец Сергий Коровинский показывают журналистам детскую площадку при Свято-Николо-Софийском приходе.
Отец Дмитрий Первий, владыка Серафим и отец Сергий Коровинский показывают журналистам детскую площадку при Свято-Николо-Софийском приходе.


12 октября в зеленой комнате Свято-Елизаветинского духовно-просветительского центра состоялась встреча представителей СМИ с епископом Бобруйским и Быховским Серафимом, на которую были приглашены журналисты городских и республиканских изданий. Кроме того, на встрече присутствовали руководители епархиальных отделов отец Сергий Коровинский, отец Дмитрий Первий, а также настоятель Свято-Николо-Софийского храма отец Дмитрий Баркарь.

В этом году Бобруйская епархия отмечает свое пятилетие: решение о ее создании было принято Священным Синодом 25 декабря 2004 года. Сегодня это самая молодая епархия в Беларуси с самым молодым архиереем во главе.

Вспоминая, чем были ознаменованы два года его архиерейства, владыка Серафим отметил: «Мы сделали многое из того, чего нет в других епархиях». В первую очередь это касается класса с православной формой воспитания — совместного проекта епархии и городского отдела образования. Аналогов этому проекту, кроме Минска, нет больше нигде в Беларуси.

Еще один пример — детская площадка при Свято-Николо-Софийском приходе. «Мне хотелось бы, чтобы при каждом храме была такая, — поделился чаяниями владыка. — Это ведь не что-то новое для церкви — учась в Греции, я видел, что даже при древних храмах оборудованы такие площадки. Дети воспитываются не во дворах, а в благоприятной церковной среде».

Еще одно важное достижение этих лет — создание на территории бобруйской крепости монастыря cвятых Жен-мироносиц, а также начало работ по восстановлению Александро-Невского собора, взорванного в советские годы. «По размерам он небольшой, так что мы приложим силы, чтобы восстановить его в кратчайшие сроки, — заверил владыка. — Это будет подлинное украшение крепости. Надеемся, собор вдохнет жизнь в эту часть города, потому что кроме ледового дворца там должно быть что-то еще. Я уже говорил с послом РФ Александром Суриковым, чтобы российская сторона помогла нам в восстановлении собора  — ведь приближается юбилей Отечественной войны 1812 года, а это часть нашей общей истории».

После вступительной речи владыка Серафим ответил на вопросы журналистов. Приятно, что равное внимание было уделено всем, независимо от того, какую политическую и социальную позицию занимает то или иное издание.

«Вечерний Бобруйск»: «Храмы сегодня строятся не только в крепости. Легко ли вам удается находить средства для их строительства?»

— Я давно понял: если у людей есть желание, чтобы церковь была — средства обязательно найдутся. Бывает ситуация: в маленьком селе люди мечтают о храме — и вдруг где-то в столице объявляется хозяин какой-нибудь фирмы, который родом из этого села. И он находит деньги, и строит храм. Например, у нас так произошло в деревне Барколабово, где стояла церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери: долгое время она использовалась как спортивный зал, но нашелся человек, который на свои деньги решил ее восстановить. Есть и в Бобруйске добрые, отзывчивые люди.

«Рэспублiка»: «Церквей с каждым годом все больше, а вот сам народ охотно ли идет в храм? Или нужно как-то содействовать его привлечению?»

— Нельзя пожаловаться, что наши церкви пустуют. Но для того, чтобы в них больше было молодежи, нам нужно совершать не только богослужения, но и приводить людей к тому, чтобы они осознали их необходимость. Конечно, делать это нужно деликатно, без насилия над личностью — чтобы люди сами, по велению сердца становились ближе к церкви, к тем истинам, которые возвышают человеческую жизнь и укрепляют человека. Христианство дает человеку силу жить, дает смысл жизни, указывает на ее цель, дарит радость. Если человек разделяет эту радость, он не будет думать, что надо расстаться с жизнью, если вдруг столкнется с какой-то трудностью.

«БелГазета»: «Вступая в архиерейскую должность, вы сказали, что будете рукополагать во священники только тех, у кого есть высшее образование. Удалось ли вам выдержать эту линию?»

— Да, по Бобруйску это удается. Те, кто в ближайшее время будут рукоположены, имеют очень хороший образовательный ценз. Бобруйск — город по-хорошему амбициозный, бобруйчане хотят, чтобы все было на уровне. Но в какие-то дальние села бывает сложно найти такого человека и поэтому приходится назначать туда людей с не очень высоким образованием. Тем не менее, если священник в деревне появляется, жизнь там все равно оживляется. В селах, которые вымирают, где все плохо, священники очень нужны людям.

«Трыбуна працы»: «В селах живут не только старики, но и молодежь. Проводит ли церковь духовную работу с сельской молодежью?»

— На селе работать сложно в том смысле, что мы ограничены финансово. Ведь в Бобруйском районе очень многие церкви были уничтожены. Наверное, только в Телуше сохранился исторический храм. Хотя наш район даже менее проблематичен в этом плане, потому что положительную роль здесь играет церковный потенциал Бобруйска. Но если церковь на селе есть, значит, есть и центр духовной жизни, и проводиться работа с молодежью, как и любая другая работа.

«Телеграф»: «Поддерживает ли руководство епархии отношения со старообрядческими общинами?»

— Есть такая книжечка «Старообрядчество в Беларуси»: из небольшого количества храмов, указанных в ней, два или три — бобруйские, а это уже о чем-то говорит. В старообрядческой теме Бобруйск и правда занимает особое место на всем пространстве бывшего СССР. Признаюсь: сам я пока еще с местными старообрядцами не встречался — они люди достаточно закрытые, ограждают себя от контактов с «чужими». Но, конечно, отношения надо устанавливать — скорее всего, это пойдет на пользу и нам, и им. Тем более, в Беларуси пример такого взаимодействия есть: один из полоцких приходов, сохраняя старый обряд, пребывает в полном единстве с нашей церковью. Обряды со временем менялись и будут меняться, и зацикливаться на каком-то одном не стоит. Христианство — не в этом. Обряд — лишь одежда на теле веры.

«БелГазета»: «Скоро ли будет увековечена память священников, репрессированных в советское время?»

Руководитель комиссии по канонизации отец Дмитрий Первий, занимающийся этой темой:

— Работа идет кропотливая, сложная. Мы собираем сведения буквально по крупицам, чтобы не ошибиться и не получить недостоверной информации.

Владыка Серафим:

— Тут ведь надо подумать, как все сделать красиво и исторически справедливо — чтобы соблюсти интересы всех, в том числе и тех, кто, возможно, купит это здание (речь идет о доме на ул. Чонгарской, где в 30-е годы располагалась расстрельная тюрьма НКВД — прим. авт.). Если установить там мемориальную доску, ни новым хозяевам, ни постояльцам наверняка не будет приятно каждый день встречать напоминание о том, что в этой гостинице проливалась кровь. Может, когда здание будет выкуплено, уместнее сделать в нем часовенку в честь новомученников. Часто не стоит идти напролом — лучше найти какое-то взаимоприемлемое решение. Хотя сам факт, что наша церковь причислила к лику святых тысячи жертв репрессий, говорит о том, что она признает и осуждает эту трагедию.

«Вечерний Бобруйск»: «Устраивают ли вас отношения с городскими и районными администрациями или вы хотели бы что-то в них изменить?»

— С самыми высокими лицами города и района — не только нашего, но и других — проблем обычно не существует. Они достаточно хорошо ориентируются в тематике наших отношений. Иногда лица среднего звена недопонимают важности нашей совместной работы. Но в любом случае современная модель взаимоотношений церкви и государства работает нормально.


***

Во время беседы владыка упомянул и о взаимоотношениях со СМИ: «Помню, когда я задумал оборудовать детские площадки, ко мне пришел один человек и предложил свою помощь. Оказывается, он увидел по телевизору репортаж о нашей гимназии и решил помочь. (Улыбаясь) Поэтому вы, журналисты — очень важные люди! С вами мы можем осуществить что-то такое, чего не смогли бы без вас. Хотелось бы поблагодарить вас за вашу работу и доброжелательное отношение к нашей деятельности. Наверное, она бы должна подвергаться и критике — мы ведь тоже делаем какие-то ошибки, но вы эти ошибки по своей деликатности не акцентируете, а передаете самое главное».

Когда гости собрались уходить, редактор «Вечернего Бобруйска» Наталья Сысой поинтересовалась, как поживает попугай жако, о котором архиерей рассказывал в прошлогоднем интервью, будучи «В гостях у «Вечерки». Владыка Серафим радостно улыбнулся: «Я думал, не протянет он этот год — старенький уже — а он выжил. Я даже научил его говорить новую фразу: «Кока, кризис!»

Подготовил Дмитрий РАСТАЕВ.

Фото Дмитрия ГОРЕЛИКА.



20/10/09 | просмотров: 2067 | Комментировать

© 2006-2024, bobruisk.org