«Российский рынок нам ничто не заменит»
Так считают в ОАО «Осиповичский молочный комбинат»
Интересно, что в разгар этой молочной эпопеи 14 июня в Минске прошел республиканский фестиваль «День молока».
Когда в субботу, 6 июня, глава российского потребнадзора Геннадий Онищенко сообщил о том, что Россия запретила ввоз почти 600 наименований белорусской молочной продукции по причине несоблюдения производителями в Беларуси нового российского технического регламента на молоко, вряд ли кто предполагал, что ситуация может зайти так далеко…
Но вот на белорусско-российской границе стали «разворачивать» наши фуры с молочными продуктами, и перед производителями встал вопрос: что делать со скоропортящимся товаром? Под угрозой оказалась вся молочная отрасль страны.
Сколько молочной продукции мы вывозим в Россию?
По словам главы Минсельхоза РФ Елены Скрынник, Беларусь производит в год 6 млн. тонн молока, из которых 4 млн. тонн ввозит в Россию. При этом цены на белорусскую продукцию порой значительно ниже, чем на аналогичную российскую.
Всего в Россию экспортировали свою продукцию 135 белорусских предприятий отрасли. В эфире программы «Контуры» телеканала ОНТ помощник министра сельского хозяйства и продовольствия Казимир Романовский заметил, что за год в Россию экспортируется белорусских молочных продуктов на 1 млрд. долларов.
Мнения производителей
Владимир Моисеев, главный инженер ОАО «Осиповичский молочный комбинат» (имеющего филиал в Бобруйске):
— На прошлой неделе российские пограничники не пропустили 4 машины с продукцией ОАО «Осиповичский молочный комбинат». Отказ России от нашей молочной продукции привел всех работников комбината в шоковое состояние. Было бы совсем другое дело, если бы нам сказали, что российская сторона постепенно, в течение, например, нескольких месяцев, будет снижать потребление продукции комбината, и мы за это время должны найти другие рынки сбыта. Тогда можно было бы перестроить производство на выпуск иной продукции и поставлять ее на рынки Кувейта, Венесуэлы и т.д., поскольку там, в связи с особенностями климата, иные требования к качеству.
Сейчас мы можем (и используем эту возможность) больше продукции отравлять в Казахстан, на Украину, но все равно продержимся, сводя концы с концами… ну, месяц, возможно, чуть больше. Но российский рынок нам ничто не заменит, потому что порядка 70 процентов всей производимой комбинатом продукции мы отправляем туда, а через российские фирмы — в другие страны.
Подобная ситуация была у нас с сухим молоком в 4-м квартале прошлого года и в 1-м квартале года нынешнего, когда резко снизился спрос на этот вид продукции. Однако сейчас ситуация глобальная, касается всего, что производит комбинат. Сами мы с ней не справимся. Очень надеемся на то, что правительства двух стран договорятся между собой.
Михаил Петрович Леваков, директор одного из крупнейших производителей молока в Бобруйском районе СПК «Гигант» (почти 20 тонн молока в день от 1.035 коров):
— Сложившаяся ситуация для нас, мягко говоря, очень серьезная. Я могу войти в положение фермеров, производителей молока Российской Федерации. Но так делать нельзя. И я думаю, это только мое мнение, здесь присутствует запах политики. Давайте обратимся к опыту Евросоюза. Я беседовал с фермерами, инвесторами, и могу говорить, что там фермеры, которые работают по государственной программе, знают, что будет в 2012 году. С другой стороны, в ЕС любая страна-участница пользуется одним сертификатом. Их не заставляют получать новый сертификат, к примеру, для Германии или Франции. Там одно требование ко всем, и любая продукция может продаваться во всем Евросоюзе.
Любой спор хуже мира. И нашим дипломатам надо приложить все усилия и договориться, так как потерять российский рынок нам нельзя. И проблему эту надо решать как можно быстрее. Другого пути нет. Я ежедневно просматриваю прессу, Интернет, и там проходит информация, что из только около 6-7 процентов нашей молочной продукции идет в другие страны, остальное — в Россию! Получается, Россия — основной потребитель нашего молока. Мне кажется, в конце концов все станет, как прежде, или близко к этому. Ведь Россия идет к Всемирной торговой организации, и мы идем к ВТО. А там уже, как ни крути, требования одни для всех.
Мнения экспертов
Георгий Гриц: «Это заранее спланированный конфликт»
«Ситуация с запретом на ввоз белорусского молока — это заранее спланированный конфликт, целью которого является передел права собственности на белорусские мясо-молочные предприятия, которые по своему техническому уровню значительно превосходят российские», — заявил заместитель директора ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований» Национальной академии наук Беларуси Георгий Гриц в интервью агентству «Интерфакс-Запад».
Он также полагает, что время этой «операции» было выбрано не случайно. «Июнь — это время «большого» молока, на российском рынке не возникнет дефицита молочных продуктов. Если бы запрет был введен осенью или зимой, это вызвало бы гораздо более сильное недовольство российского электората. С другой стороны, это очень неудачный момент для белорусской стороны, так как возникает переизбыток сырья», — отметил эксперт.
Для белорусской стороны следствием конфликта станет сокращение поставок молочной продукции в РФ, считает он. В этой связи первоочередной задачей для белорусской стороны является диверсификация всей номенклатуры экспорта, добавил Г. Гриц.
С другой стороны, эксперт уверен, что «отторжение самого значимого партнера, которым является Беларусь для России, означал бы фактический крах российской внешней политики. Они обязаны придти к консенсусу».
Игорь Банщиков: «Нам нельзя потерять российский рынок»
— Меня лично пугают некоторые заявления с белорусской и российской стороны о политической подоплеке данного конфликта, — комментирует по нашей просьбе возникшую ситуацию депутат Бобруйского горсовета Игорь Михайлович Банщиков. — В данном случае все элементарно — столкнулись интересы двух экономик. Абсурдны и заявления некоторых экспертов, которые предлагают заменить российский рынок другими рынками. Перенаправить куда-либо весь объем продукции, экспортируемой в Россию, в одночасье невозможно. Трудно представить, что мы найдем такой канал сбыта в другой стране. Не стоит покупаться и на посулы наших зарубежных партнеров о помощи. Будет страшнейшей ошибкой взять и просто отмахнуться друг от друга России и Беларуси. Не надо забывать, экономика, это, прежде всего — бизнес, а бизнес требует терпеливого, уважительного отношения друг к другу. В данном случае скорейшее урегулирование ситуации нужно более всего нам. Поэтому сейчас лучше всего снова садиться за стол переговоров и уяснять наши общие интересы. То, что белорусы послали свою делегацию в Россию — это уже мудрый шаг с нашей стороны. Это говорит, что Беларусь хочет по-деловому снять все возникающие проблемы. Думаю, что эмоции скоро уйдут, и придет время кропотливой работы наших предприятий.
Мы спросили простых россиян...
О том, как обычные россияне относятся к перспективе исчезновения белорусской молочной продукции с прилавков своих магазинов, мы расспросили у знакомых жителей Сибири.
Ксения Гасникова, г. Красноярск:
— Я лично творог от «Савушкин продукт» покупаю регулярно, так как мне нравится его вкус, и стоит он дешевле, чем творог от многих местных производителей. Обидно, что теперь буду лишена такой возможности. Конечно, катастрофы не случится, но все-таки для моего кошелька будет заметно.
Марина Тезикова, г. Шарыпово Красноярского края:
— Мы слишком далеко территориально находимся от Белоруссии, видимо, поэтому до нас свежее молоко не доходит, только консервированное. Но с тех пор как в продаже появилась рогачевская «сгущенка», я стараюсь покупать именно ее — цена приемлемая, вкусно, привлекают и разнообразные наполнители. Неприятно, если ее больше не будут завозить. В 110 км от нас есть Назаровский молочно-консервный комбинат. Его продукция не хуже, однако почему-то дороже белорусской, да и ассортимент беднее. Но выхода нет, придется переходить на назаровское молоко.
В материале использована информация TUT.BY, БЕЛТА, intеrfax.by.
Лариса ГУЛЬБИС,
Александр МАЗУРЕНКО,
Вадим ЗИНОВСКИЙ.
Фото BYMEDIA.
Когда верстался номер…
Россия взяла тайм-аут
Утром 16 июня глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко сообщил РИА Новости, что Россия берет тайм-аут в переговорах по поставкам белорусской молочной продукции на свой рынок, сообщают «Белорусские новости». «Сколько этот тайм-аут продлится — сказать не могу», — добавил он. Виктор Korneev@pravda.ru Во всем виноват только Лукашенко,он работать не может и не
хочет,а только занимается вымогательством денег от России.
Ему пора уступить место человеку, который будет работать,
которий будет по братски жить с Россией.
|