ГлавнаяОбратная связьКарта сайта
Бобруйск // Вечерний Бобруйск // Бобруйские новости

За «круглым столом» «Вечерки»: постить или не постить? Вот в чем вопрос…

отец Дмитрий (Первий)
Отец Дмитрий (Первий)

Игорь Банщиков
Игорь Банщиков

Наталья Кизимова
Наталья Кизимова

Андрей Шобин
Андрей Шобин


С 10 марта по 27 апреля, до праздника Пасхи, у православных длится Великий пост. Кому нежелательно поститься? Может ли мужчина прожить без мяса? Нужны ли Бобруйску кафе с постной пищей? Об этом и о многом другом за круглым столом в нашей редакции рассуждают: священник Свято-Николо-Софийского храма, магистр богословия Дмитрий Первий; главный врач поликлиники № 3 Наталья Владимировна Кизимова; директор предприятия «ЯроБел», председатель постоянной комиссии городского Совета депутатов по торговле, услугам и предпринимательству Игорь Михайлович Банщиков (уже 10 лет он соблюдает посты и является прихожанином Свято-Георгиевского храма) и журналист, литератор Андрей Вячеславович Шобин (22 года придерживается вегетарианства).
 
Нужен ли нам пост?
Отец Дмитрий:
 — Мое мнение: пост необходим каждому человеку. Это самосовершенствование, некий шаг вперед, тренировка для тела и души. Человек в течение своей жизни должен решать множество вопросов — на работе, в личной жизни, в нравственном аспекте. Чтобы все это получалось, он должен быть сильным, выносливым морально и физически. Для этого и нужен пост.
Андрей Шобин:
— Пост нам необходим. Главный аргумент — это возможность избавиться от существующих в обществе стереотипов, навязанных в семье, в детском саду, в школе. В большинстве своем люди находятся в плену у стереотипов. Один из них — это стереотип в области питания.
Наталья Кизимова:
— Я думаю, разные люди воспринимают пост по-разному. Для одних — это повод похудеть, хотя худеть можно в любое время. Для других — это выполнение требований церкви, норм морали, традиций, и это уже более серьезный подход. И третье, самое главное восприятие поста — это потребность в очищении души, и только потом уже тела. Я с уважением отношусь к посту со всех точек зрения. Думаю, не случайно Великий пост приходится именно на это время. Весной природа оживает, это обновление, возрождение, начало новой жизни. И почему бы в это время человеку не «обновиться» — сбросить накопившиеся проблемы, переживания, духовные тревоги, а заодно избавиться от нескольких лишних килограммов и вредных веществ, накопившихся в организме за зиму. 
Игорь Банщиков:
— Конечно, пост необходим. Здесь правильно было сказано: пост совпадает с пробуждением природы. Если в дереве изменения есть, почему в человеке их нет? Есть, просто внутренние изменения со стороны не видны.  Наш разговор уже выявил два взгляда на пост — как на пост и как на диету. Для меня это, прежде всего, одно из средств духовного совершенствования. А диета просто полезна для организма. Пост напоминает нам об одной вечной, непреложной истине: «Человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить».
 
А вы сами поститесь?  
Отец Дмитрий:
— Я, конечно, в полном объеме соблюдаю все посты, предписанные православной церковью. С 1995 года.
Андрей Шобин:
— В том каноническом виде, котором его, к примеру, предлагает православная церковь, я поста не соблюдаю. 22 года я совсем не употребляю мясных и рыбных блюд. Но периоды оздоровительного голодания в моей жизни иногда совпадали со сроками Великого поста, потому что, на мой взгляд, это благоприятное время для очищения организма.
Наталья Кизимова:
— Я не могу придерживаться строгого поста, поскольку сама работа диктует определенный режим дня и определенное распределение энергии. В рабочее время я должна быть постоянно готова включиться в активные действия, вынуждена оперативно решать возникающие задачи и проблемы. В рамках своих возможностей стараюсь определенные правила соблюдать.
Игорь Банщиков:
— Я соблюдаю посты в течение 10 лет.
 
Поститься можно. Но осторожно 
Наталья Кизимова:
— С медицинской точки зрения, пост — это хорошо. Но поститься — не значит голодать. А, значит, отказаться от животных белков и жиров и обогатить свое питание растительной пищей, т.е. клетчаткой. Растительная клетчатка — это очень хорошо для очищения организма, она выводит шлаки. А выведение шлаков из организма способствует нормализации липидного обмена, это, в свою очередь, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. В результате такого здорового, сбалансированного питания, в принципе, наступает улучшение самочувствия. Правда, всем, кто собирается поститься, нужно соблюдать несколько правил. Во-первых, «вход» в пост и выход из него должны быть постепенными. Во-вторых, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом, посоветуйтесь со священником, как правильно поститься. И обязательно соблюдайте принципы сбалансированности и полезности питания — благо, возможностей для этого, информации на данную тему сегодня много.
— Но наверняка есть категории людей, которым ограничение в еде противопоказано?
— С медицинской точки зрения строгий пост противопоказан в следующих случаях: если человек страдает тяжелыми хроническими расстройствами органов пищеварения, заболеваниями системных тканей, онкологическими, тяжелыми сердечнососудистыми заболеваниями. Т.е. это те люди, организм которых сам не может поддерживать баланс энергии и баланс обменных процессов. При многих болезнях и приеме лекарственных препаратов нужно придерживаться определенного режима питания. Также следует воздержаться от поста беременным женщинам в силу физиологических причин и маленьким детям до 9 лет в связи с тем, что у них еще лабильная нервная система, неустоявшийся обмен веществ.  
Игорь Банщиков:
— Я думаю, что если у человека профессия — строитель, военный или рабочий в металлургическом цехе, ему нужен щадящий пост. Ведь это работа, которая требует больших физических сил. И для него более необходимо воздержание нравственное, духовное. И любой священник ему пойдет навстречу, и никто его не осудит.
Отец Дмитрий:
— Церковь не регламентирует режим пощения для разных категорий людей. Это была бы слишком сложная документация! Представьте, для беременных одна, для пожилых — другая, для монахов — третья, а для мирян — четвертая… В этом смысле церковь поступает очень мудро, она дает как бы ориентир, вершину, к которой нужно стремиться.  И не совсем разумно будет пытаться сразу вскарабкаться на эту высоту. Исследования в области спорта, в других областях доказывают, что сначала нужна соответствующая подготовка, и только потом можно постепенно подниматься по ступенькам. Так же и здесь. Хотя церковный устав, который кажется нам невероятно строгим, практически в полной мере исполнялся нашими предками всего 3-4 поколения назад. И ничего, жили люди. Ведь человеку для здоровья, жизни много еды и не нужно. Тем более есть постные продукты, которые энергетически, по содержанию витаминов не уступают мясным, рыбным блюдам. Это бобовые, орехи, мед, овощи, зелень…
 
Посты есть в любой религии?
Отец Дмитрий:
— Насколько я знаю, постят во всех серьезных религиях — в мусульманстве, иудаизме, буддизме и других. Всякая истинная религия обязана иметь пост, ибо она призывает человека обратить внимание на его духовную суть. Различные конфессии имеют какие-то следствия этих постных установлений. Я не говорю сейчас о современных сектах. Некоторые из них и вовсе доходят до изуверства, как, например, секта Виссариона, где даже беременным запрещается есть.
— А что вы скажете о бытующем мнении — мол, пост когда-то придумали богачи для бедных?
— Это мнение возникло во времена советской атеистической школы. Там все было просто — история переписывалась, перелицовывалась. И то, что кому-то было нужно, становилось догмой. Мы вообще уникальное время пережили. Таких времен, когда человек боялся сказать, что верит в Бога, в истории человечества было очень мало. Это были краткие периоды накануне глобальных потрясений и катастроф — например, во Франции перед революцией, коснувшейся всей Европы, в Римской империи накануне ее краха.
— Но в истории были факты, когда священники объявляли пост для народа во времена стихийных бедствий, катастроф, голода…
— Да, но это несколько другое. Тогда нужно было для решения какой-то проблемы объединение всего народа. Но это не имеет отношения к посту в том смысле, в котором мы сейчас о нем говорим.
 
Лучше есть мясо, чем ближнего своего?
С церковной точки зрения, есть ли смысл отказываться от тех или иных блюд, если человек злой, завистливый? Нужен ли кому-то такой пост?
Отец Дмитрий:
— Это вопрос в каком-то смысле риторический. Все в человеке взаимосвязано, и, конечно, разводить два этих вопроса по разным полюсам — вот здесь тело, а здесь дух — будет неправильно. Ведь пищевое бремя несения поста, конечно, тренирует нашу волю и душу. Но если человек постится, и при этом остается таким же злоречивым, клеветником, обидчиком и так далее, ему пост не полезен, более того, вреден. И не только ему, но и окружающим. Потому что потом люди скажут: «Вот он постится, как того требует церковь, а что вытворяет! Значит, в посте смысла нет». Прежде всего, смысл поста — это духовное воздержание от греховных поступков и потакания своим страстям. Церковь строго следит и за тем, чтобы люди постящиеся не осуждали тех, кто пост не соблюдает. Это является личным делом каждого человека. Церковь говорит: «Кто ты такой, чтобы судить другого? Имеешь в своем глазу бревно…».
Игорь Банщиков:  
— В церкви бытует такое мнение: «Уж лучше есть мясо, чем ближнего своего». Правильно отец Дмитрий сказал, что пост — это, прежде всего воздержание от плохих поступков, и даже плохих мыслей.  Употребление мяса разжигает в человеке страсть. Обязательно нужно думать, в первую очередь, о душе.
 
Всякий мужчина без мяса злой?
— Игорь Михайлович, а как вы, предприниматель, пришли к решению постить?
Игорь Банщиков:
— Оно пришло постепенно. Моя юность совпала с тем временем, когда власть преследовала церковь. За одно только ее посещение можно было лишиться всех регалий и званий, должности и перспектив. Мой путь осознанный начался где-то в середине 90-х. Мне было 33 года. В этом возрасте человек начинает пересматривать свою жизнь. Я искал себя и осознал следующее. Атеист уверен, что его ожидает смерть, и потому смысл жизни для него: «Бери от жизни все». Христианин уверен в вечной жизни — ведь Бог вечен, а человек создан по образу его. Атеист ищет счастья по всему миру в течение всей истории существования земли, и не находит. Христианин ищет счастья в самом себе. «Царствие Божье внутри вас есть», — говорит церковь. Я осознал, что жизнь дана человеку для того, чтобы он посеял на земле те зерна, которые дадут всходы в вечной жизни. В человеке заложено много возможностей. Для того, чтобы открыть их, церковь предлагает различные средства, одно из них — пост. Бог спасает нас не без нас. С 98-го года я стал сознательно соблюдать посты.
— Сначала трудно было?
— Первый год было очень трудно. Я не знал тогда, что начинать нужно постепенно, и начал резко. В первый раз можно отказаться от мяса, второй — от рыбы. Хорошо пошло? Откажись от молочных продуктов. К тому же я не знал тогда, что кушать. В те годы что для нас, белорусов, существовало из постных блюд? Картошка, капуста и огурцы. Словом, выдержал я первый пост, что называется «на жилах». Позже понял, что постные блюда могут быть такими же вкусными и сытными, как и не постные.  
— Бытует мнение, что мужчина без мяса прожить не может, что он тогда ходит голодный и недовольный…
— Здесь уже звучала мысль о том, что пост — это, прежде всего, духовное воздержание. Если человек «созрел» для поста морально, так почему он будет нервничать? Если он соблюдает диету, а не пост, его страсти и привычки в нем остаются. Если ты соблюдаешь пост духовный, то прекрасно понимаешь, что осуждение другого человека, гнев, нанесение ему ран словами или действиями — это грех.
— Но есть же чисто физиологические рефлексы. Вы заходите в кафе, а там — волнующий запах шашлыка... Неужели совсем не хочется?
— Совершенно нет. Иногда в командировках хожу кушать в рестораны. Знаете, сегодня практически в любом солидном ресторане есть масса постных блюд. Так что голодный я не остаюсь.
— Андрей, а как ты пришел к вегетарианству?
Андрей Шобин:
— Во-первых, я хотел бы откорректировать свой первоначальный ответ, когда сказал, что в классическом смысле пост не соблюдаю. Я послушал здесь разные мнения и понял, что пост — это, скорее, мой образ жизни. Я не то чтобы отказался от мяса 22 года назад, и все. Я постоянно совершенствуюсь, осознанно ограничиваю себя в том, без чего могу обойтись. Уверен, что беды современной цивилизации в культе потребления. Что касается вегетарианства… Не буду здесь лукавить, хотя в быту обычно отшучиваюсь. Для меня отказ от мясной и рыбной пищи был вызван чувством огромного сострадания к животным, которых приходится убивать. Впервые это чувство испытал еще в детстве. Во время учебы в университете я отказался от мяса, правда, маму подготавливал к этому факту полгода.
— А сейчас как твоя семья к этому относится?
— Семья у меня частично вегетарианская. За исключением двух старших детей, которые к моменту создания семьи уже имели устоявшиеся привычки. Жена стала вегетарианкой после того, как мы поженились. И, конечно, ничего другого мы не можем предложить маленькому существу, которое недавно появилось на свет. Было бы совершенно противоестественно навязывать ребенку то, что сам для себя осознанно отвергаешь.
— Некоторые не могут даже на несколько дней отказаться от мяса и рыбы, аргументируя это тем, что чувствуют физическую слабость. А как ты чувствуешь себя, не принимая эти продукты уже 22 года?
— Признаюсь, что раньше я был больной человек. С помощью вегетарианства, лечебного голодания и физкультуры я избавился от многих болезней. И, слава Богу, до сих пор меня ничего не беспокоит. Физических сил у меня достаточно для нормальной жизни, занятий спортом. Продолжаю  заниматься физкультурой и во время голодания.  
 
Легко ли найти постные продукты?
Отец Дмитрий:
— Абсолютно неразрешимой проблемы в этом нет. Если человек хочет поститься, он найдет необходимые продукты. Но сказать, что проблемы вообще не существует, я не могу. Наша пищевая промышленность и сфера услуг пока просто не замечает того, что есть люди, которые постятся. Вот появился 3-4 года назад постный майонез. В пост его не найти. Но удовлетворить этот спрос почему-то никто не спешит. Что касается сферы общественного питания в городе, я бы нашел позицию Игоря Михайловича несколько оптимистичной. Может, и можно в каком-то ресторане найти постную пищу, но в этом случае мы, скорее, будем идти против течения. Наверняка, кто-то там, на кухне, будет показывать на тебя пальцем: «Вон там сидит человек, который мяса не ест!». К тому же православный человек у нас не захочет идти в заведение общественного питания из-за атмосферы, которая там присутствует — клубы дыма, пьяные посетители, громкая музыка, сквернословие…
— Но наверняка заведение, где будет только постная еда, окажется убыточным для его владельца…
Отец Дмитрий:
 — Знаю, что во многих больших городах имеются большие постные заведения, которые пользуются  популярностью. Например, в Москве лет 5 назад было одно кафе, в котором в пост готовились постные блюда. Тогда это был эксперимент. Сейчас это уже устоявшаяся сеть заведений, которые к тому же включают в себя культурные, церковные мероприятия. В них собираются люди, близкие по духу, которым интересно общение друг с другом. Думаю, что какие-то шаги в этом направлении необходимы и в нашем городе.
Андрей Шобин:
— Проблем с поиском постной пищи в последнее время, конечно, стало гораздо меньше, чем раньше. Но я бы не советовал людям делать упор на ресторанную пищу. Конечно, лучше готовить и принимать еду дома. По-моему, очень важно не только, что ты ешь, но и как, и с кем, то есть культура, гигиена питания. Очень важно в этот момент состояние души. Ни в коем случае нельзя есть на ходу, впопыхах, на фоне разговоров, споров или у телевизора. Для меня лично каждый прием пищи — это маленькое священнодействие.
Отец Дмитрий:
— Думаю, здесь все не так просто, если говорить о современном ритме жизни, о занятости. На мой взгляд, выполнение этой благословенной традиции, которая просматривается в словах Андрея, просто невозможно для человека, живущего общественной жизнью. И здесь, конечно, могли бы помочь какие-то формы общественного питания, торговли, где уже все готово.
Андрей Шобин:
— Лет 15 назад у меня была мечта открыть вегетарианское кафе, которое выполняло бы не только функцию общепита, но и культурную, и просветительскую. Но времени и сил тогда не хватило. Сейчас вегетарианцев, постящихся гораздо больше, но решить вопрос с открытием кафе сегодня трудно. Нужен большой стартовый капитал.
Игорь Банщиков:
— Как коммерсант, скажу, что в те годы мечта Андрея была бы неосуществимой. Она просто потерпела бы жизненный финансовый крах. Для того чтобы кафе хотя бы окупало себя, необходимо, чтобы хотя бы 20 процентов населения нашего города соблюдало посты. Сейчас, возможно, это и имело бы смысл. То же касается и торговли. Если процентов 20 населения будет придерживаться определенных взглядов, то торговля «забегает» вокруг них. Почему в больших городах это существует? Потому что есть спрос на эту пищу. Наш народ только начал «созревать» для поста. Ведь наши традиции многие годы уничтожались, только в 91-м году мы стали свободно выражать свои взгляды. Приведу простой пример. Как-то пошел с детьми в парк на празднование масленицы. Думаю, посмотрят детишки на народные гулянья, блинов покушают. И что вы думаете, блинов мы не нашли. Зато шашлыков сколько угодно. Для наших людей масленица — это только повод весело провести время, а с блинами или без после первого стакана — неважно. Спрос диктует предложение, потому пока торговля таких, как мы, не замечает.   
 
Покупают ли в пост меньше мяса?
Ответить на этот вопрос мы попросили директора магазина ООО «Приберезинское» Леонида Мирончика:
— По спросу на определенный товар, скажу, что подвижки в этом плане в последние годы есть. Гораздо большим спросом в пост пользуются овощи, фрукты, немного меньшим — мясо. Многие в пост заменяют мясо рыбой. Бывает, слышу разговор в очереди: «Что лучше купить? Наверное, рыбу — пост все- таки». Мы, конечно, подстраиваемся под спрос покупателей, в более широком ассортименте предлагаем фрукты, свежие и мороженые овощи. Думаю, специальных магазинов, отделов или секций для постящихся открывать не стоит. Не так много у нас людей, соблюдающих строгий пост.
 
Кстати…
Отец Дмитрий:
— Бестселлеры сейчас в православных книжных ласках — книги «Православная кухня» и «Готовим с молитвой». Сколько не привези, столько и разметут!
 
Записала Ирина РЯБОВА.
 
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Каноны Православной церкви
Общие понятия. Период Великого Поста является самым светлым, красивым, назидательным, поучительным и трогательным временем в православном календаре. Древнее именование, установившееся за Великим Постом — «Весна духовная». Эти дни начинаются Прощенным Воскресеньем, когда мы у всех просим прощения и сами всех прощаем. И завершается торжеством Воскресения Христова — Пасхой.
Духовная подготовка состоит из сугубого внимания к домашней молитве и исповеди, посещению богослужений, духовному чтению, добрым делам и удалению от всего греховного, а также усиленному соблюдению Заповедей Божиих и исправлению своих греховных привычек. Телесная подготовка состоит из того что мы не едим скоромную (не постную) пищу и совершаем множество поклонов — как на домашнем правиле, так и на богослужениях. Во время Великого Поста все исповедаются и причащаются минимум один раз.
Части Великого Поста. Великий Пост длится семь недель (48 дней) и делится на четыре части:
Четыредесятница, 40 дней (пн. 10 марта — пт. 18 апреля).
Лазарева Суббота (Вербная) — 1 день (сб. 19 апреля).
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — 1 день (воскр. 20 апреля).
Страстная Неделя — 6 дней (пн. 21 апреля — сб. 26 апреля).
Четыредесятница напоминает нам о 40 днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе молитвой и борьбой с нашей греховностью.
Страстная Седмица — это последняя неделя Великого Поста. Посвящена воспоминаниям о страданиях, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. Все дни Страстной Седмицы называются Великими: Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.
Определение даты Пасхи. Пасха определяется по правилу, которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г.) в городе Никее. По этому правилу, Пасха бывает в первое воскресенье после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, и обязательно после иудейской Пасхи. В 2008 году пасха Христова празднуется 27 апреля.
Молитва святого Ефрема Сирина. Во время Великого Поста, в церкви и дома читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь». (Земной поклон).
Затем совершается 12 поясных поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго».
Потом повторяется вся молитва «Господи и Владыко живота моего…» и совершается один земной поклон.
Как поститься. Очень сложно составить один пост для монахов и духовенства, а другой — для мирян, с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т. п. Поэтому в Православной Церкви — очень мудро — в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. При этом нужно помнить, что все мы немощные, и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Итак, к правилам поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Например, в русских церковно-приходских школах дети постились только в первую и четвертую неделю поста, а также в Страстную седмицу, а в остальное время воздерживались лишь от мяса. 
Подготовил отец Дмитрий (Первий).

13/04/08 | просмотров: 1789 | Комментировать

© 2006-2017, bobruisk.org