ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Опытный капитан детских сердец Александр Павлович Урбанович

2000 год. Александр Павлович Урбанович на отдыхе.

В юности была и такая привычка...

Жена Мария Евдокимовна, дочь Оля, А. П. Урбанович.

В думах. Снимок сделан членами фотокружка, которым руководил Александр Павлович.

Учащиеся школы № 8 возвращаются с демонстрации. Справа по ходу колонны - строящийся дом комунны.

А. П Урбанович - в первом ряду четвертый слева.

Во втором ряду третий слева - директор школв № 8 А. П. Урбанович.

Он, один из немногих  бобруйчан, вышел на пенсию в восемьдесят лет, отработав на педагогической ниве шестьдесят. Вы, конечно, догадываетесь, о ком идет речь. Правильно, об Александре  Павловиче Урбановиче. Его в Бобруйске лично знают многие, а уж слышали о нем большинство горожан. Ведь в нашем городе А.П.Урбанович с первых послевоенных лет, да и работа его, как говорят, была на виду. Обком комсомола, горком партии, работа в учреждениях образования. Только в средней школе №1 он трудился тридцать семь лет, в том числе семнадцать — ее директором.

Трудное детство
Мы сидим на кухне (в других комнатах шел ремонт), и Александр Павлович рассказывает о своей жизни. Родился он в 1919 году в деревне Цытва Руденского (ныне Пуховичского) района. А вот появлению фамилии способствовала, как рассказывала бабушка,  такая история. Прадед жил где-то в Подмосковье, ибо она помнила, что грибы продавать возила в Москву. Так вот, их барин, играя в карты, проиграл помещику Янушевскому, который имел имение в Беларуси,  девять семей холопов (крепостных крестьян). Привезли их к пану, и тот записал всех холопов на фамилию Урбанович.
А после революции пани Янушевская отпустила крестьян на все четыре стороны. Пришлось скитаться по более зажиточным крестьянам, пока свою хатинку не построили. Короче, детство Шуры прошло в холоде и в голоде. С малых лет познал труд, был и пастухом.
 Отец одного из друзей был директором школы, так ребятишки ему докучали, и он определил их в шестилетнем возрасте (а тогда брали в школу с восьми лет) в начальную школу. Чтобы дальше учиться, надо было ехать в Минск. Учиться очень хотелось, но в семье были материальные трудности. Наконец мать наскребла три рубля, и отправился Шура в Минск. Учился в базовой школе №25  имени Червякова, которая стояла на месте нынешнего почтамта. Жили, вспоминает Александр Павлович, три человека в комнатке по размеру чуть больше ванной. Уроки готовил на подоконнике, где придется. Требования к ученикам были строгие: получил за четверть две двойки — тут же отчисляли. С благодарностью вспоминает классного руководителя Петра Нефедовича  Добромыслова, который опекал его и рекомендовал поступать  в учительский институт, да и комсомол звал на эту специальность — учителей в стране не хватало.

Первые шаги учительства
 И в восемнадцать с небольшим стал Александр Павлович учителем школы в деревне Новые Дороги Стародорожского района. Его заметили, и  уже на второй год назначили директором вечерней школы в деревне Сергеевичи Пуховичского района. И поощрили после окончания учебного года путевкой на Кавказ, а по приезду предложили возглавить дневную семилетнюю школу в местечке Узляны, которая насчитывала 613 учеников. Здесь  и застала его война.

Подпольщик, партизан
—Выпускной вечер длился до четырех часов утра,— вспоминает Александр Павлович.— Легли спать, а в восемь разбудили, объявили, что началась война.
По указанию секретаря райкома партии Н.Покровского, будущего комбрига, Героя Советского Союза, направился на Могилев. В штабе по организации партизанского движения, который размещался недалеко от города, дали задание отправляться назад, в район. И семь человек двинулись в обратный путь. Создание подпольных организаций, сбор оружия, разведка, распространение листовок, рассказывающих о положении на фронте, агитационная работа, участие в открытых схватках с врагом  — этим и другим были наполнены тяжелые будни трех военных лет второго секретаря Руденского подпольного райкома комсомола Александра Урбановича. В каждом населенном пункте у его были надежные помощники, уши и глаза партизан. К сожалению, в этой борьбе были и потери.
В деревнях осело много  тех, кто оказался в окружении. Их почему-то называли «приписниками». Александр вместе со своими помощниками провел большую работу, хотя и немцы, и полицаи также занимались ими, даже приказали  явиться в Руденск якобы за получением «аусвайсов». Решили, чтобы наглядно показать замыслы фашистов, послать из числа окруженцев добровольцев в райцентр. Вызвалось шесть человек, но по пути отсеивалась команда, и только двое дошли. Но их вскоре втолкнули в вагон и отправили в      Германию. Стало ясно, какая учесть ждет остальных. Около четырехсот окруженцев под воздействием подпольщиков пополнили партизанские силы.
По заданию подпольщики пытались установить связь с минским подпольным комитетом, но попытка не увенчалась успехом.
Опасностей у подпольщика, партизана А.П.Урбановича было немало, но выдержка, хладнокровие, помощь патриотов помогали выходить из разных ситуаций. Вот только в ночь с 7 на 8 марта 1943 года не повезло: разведчики нарвались на засаду немцев, и Александр Павлович был тяжело ранен. Три месяца пришлось лечиться в лесных условиях, чтобы стать на ноги.

На комсомольской работе
После освобождения района от гитлеровцев А.П.Урбанович, как первый секретарь райкома комсомола, занимается восстановлением комсомольских организаций, мирным строительством, но уже в октябре 1944 года, заметив его организаторские способности, его переводят инструктором отдела школ ЦК комсомола республики. И этой работе он отдался сполна, особенно много уделял внимания детским домам, буквально пропадая в них. На этом поприще его заметили и отметили труд орденом Трудового Красного Знамени, который он получил уже  Бобруйске, куда был направлен секретарем  обкома комсомола по школам. На новое назначение благославил его секретарь ЦК П.М.Машеров. А тогда первым секретарем ЦК комсомола республики был М.В.Зимянин. Александр Павлович вспоминает, что, заметив его вид, одежду, обувь, Зимянин распорядился, чтобы за три дня сменили на новую. «И послали меня в санаторий, ибо весил я чуть более сорока килограммов, дистрофик настоящий. Там, в санатории, за мной ухаживала медсестра Мария, которая и стала моей женой».
— Пожалуйста, расскажите о ней подробнее.
— Мария – коренная сибирячка. Перед войной окончила медицинское училище, потом курсы санитарных  врачей. Фельдшером, лейтенантом медицинской службы она прошла  всю войну, участвовала в битве на Курской Дуге, в освобождении Беларуси,  Польши и  закончила войну в звании лейтенанта в Берлине. Награждена орденам и медалями. После демобилизации работала в Несвижском санатории, что размещался в замке Радзивиллов. Когда мы пришли в ЗАГС, а это было 1 января 1946 года, нас не смогли расписать по банальной причине — чернила замерзли. Пришлось на другой день приходить. И с тех пор, вот уже шестьдесят второй год, вместе с Марией Евдокимовной  идем по жизни.

"И этим я горжусь"
— Александр Павлович, в чем секрет вашего долголетия, ведь скоро вам исполнится девяносто лет?

— Я – не доктор медицинских наук. Скажу только, что без дела никогда не сидел, а работа у меня была творческая. Не курил, кроме нескольких месяцев в юношестве. Не увлекался спиртным, разве немного на торжествах пригубишь. Может, от супруги черпаю эликсир здоровья (смеется).
— Довольны ли вы прожитым, все ли задуманное получилось?
—Неправильно ставится  вопрос. Нельзя от рождения что-то планировать, ведь многое зависит от случайных факторов. Скажем, не дала бы мама три рубля, не было бы классного руководителя, который порекомендовал учительский институт, и поворот судьбы был бы другой. Кстати, после войны за два года я окончил  Минский педагогический институт. Все, что есть, надо хорошо использовать. В школе я добивался доверия ребят, жил не для себя, а для детей.
И никогда не гнался за корыстной целью. Никогда не залазили в долги, с женой мы старались жить за то, что заработали. Правда, только  когда первый телевизор покупали, то брали в долг.
— Чем и кем вы гордитесь?
— Конечно, своими учениками. Как-то подсчитали, что почти двести выпускников средней школы №1 стали кандидатами и докторами наук. Дорожу я памятным знаком Центра управления полетами, который  вручил мне бывший наш ученик, заместитель руководителя Центра Иван Дмитриевич Егоров, сказавший на сомнение П.И.Климука: «Где вы найдете школу, чтобы девять ее выпускников работали на космос?».Горжусь и бывшим учеником школы №13, где я работал завучем, писателем Михаилом Герчиком. Когда бываю в музее Великой Отечественной войны, непременно останавливаюсь перед двумя экспонатами. Там хранятся двенадцать рукописных журналов партизанских лет, знамя партизанского отряда «За Родину», вышитое бывшими ученицами от колхозников колхоза имени Куйбышева Руденского района. Они сделаны под моим руководством и при моем активном участии.

На любимой работе
Александр Павлович был секретарем Бобруйского обкома комсомола почти до ликвидации области. Ему предлагали должность в обкоме партии, но, зная о предстоящих изменениях, он предпочел должность завуча СШ №13 (была такая школа возле фабрики «Красный пищевик), а через год возглавил школу №8, где проработал директором девять лет. А в это время первым секретарем горкома партии стал  Владимир Лукошко, бывший ученик школы в Новых Дорогах. Он настойчиво предложил Александру Павловичу должность заведующего отделом пропаганды и агитации горкома партии, где он и проработал более трех лет. А потом снова любимая работа с детьми, на этот раз в СШ №1, в которой, благодаря организаторским способностям, умению, знаниям Александра Павловича, сложился отличный педагогический коллектив. Школа всегда была в числе одной из лучших в городе. И этим  он по праву гордится. Как и школьным музеем, созданным под руководством и активном участии Александра Павловича.
А.П.Урбанович награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны первой степени, медалью «Партизану Великой Отечественной войны» (очень ею дорожит), двадцатью другими медалями. Он — обладатель званий «Отличник просвещения» СССР и БССР.
В будущем году родная школа  СОШ №1 отметит свое семидесятилетие. И будут радостные встречи с выпускниками, учителями, воспоминания о  школьных годах. Будет что рассказать и  Александру Павловичу, педагогу с шестидесятилетним стажем.

Александр Демидович.
Фото из семейного архива А.П.Урбановича.


 
 


21/06/07 | просмотров: 6156 | Комментировать

Инна

А вот тут как-то совсем непонятно..."В каждом населенном пункте у его были надежные помощники, уши и глаза партизан. К сожалению, в этой борьбе были и потери. В деревнях осело много тех, кто оказался в окружении. Их почему-то называли «приписниками». Александр вместе со своими помощниками провел большую работу, хотя и немцы, и полицаи также занимались ими, даже приказали явиться в Руденск якобы за получением «аусвайсов». Решили, чтобы наглядно показать замыслы фашистов, послать из числа окруженцев добровольцев в райцентр. Вызвалось шесть человек, но по пути отсеивалась команда, и только двое дошли. Но их вскоре втолкнули в вагон и отправили в Германию." Кто решил показать замысел фашистов? И кому? И зачем приписникам аусвайс? И вообще - кто такие были эти приписники? "приписники" и есть "окруженцы"? Может имелось в виду не показать, а разузнать замысел...? Бррр...Ну, очень непонятно! Пожалуйста, помоните восстановить действительность - ведь интересный какой материал!

Михаил Груц grucmz@mail.ru

Правильно!

© 2006-2025, bobruisk.org