ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

О евреях Беларуси она знает все



Наша героиня родилась в Бобруйске, и ни в раннем детстве, ни в более позднем возрасте даже не подозревала, что впоследствии делом всей жизни станет иудаика (история культуры евреев), хотя историю как науку, по собственным словам, любила всегда.
По окончании средней школы № 3 Инна Павловна Герасимова поступила в Могилевское государственное педучилище. Затем были отделение искусствоведения Свердловского пединститута с последующим переводом в Белорусский государственный театрально-художественный институт, работа в Бобруйском профессионально-техническом училище № 15, временный переезд в Тверь, работа на БШК «Белшина»…
В начале 90-х Инна Павловна всерьез начала заниматься исследованием истории культуры евреев, особенно белорусских, что в итоге вылилось в огромное количество публикаций в научных сборниках. Наша землячка является автором, редактором и издателем шести научных сборников «Евреи Беларуси: история и культура», оказавшимися новаторскими в своем роде. На данный момент кандидат наук Инна Герасимова является директором негосударственного музея истории культуры евреев Беларуси, инициатором создания которого была она сама, а также заместителем председателя еврейской общины Беларуси.
Замужем (второй брак), имеет двух сыновей и трех внуков.

— Инна Павловна, как случилось, что именно история культуры евреев стала делом вашей жизни?
— Моя мама была еврейкой, а папа — русский. А в 90-х годах все народы бывшего СССР осознали свою национальную принадлежность, поэтому и в Беларуси стали интересоваться историей культуры разных народов. Я два года заочно училась в Московском государственном университете, где уже тогда изучалась иудаика, однако не собиралась делать карьеру на этом поприще. Просто так случилось, что во время экзаменов в Москве набирали группу из всего из 10 человек для обучения в Иерусалимском университете. Конкурс был огромный, экзаменаторы из Израиля и Франции «просеивали» по 200 человек в день, но я даже не собиралась участвовать в этом проекте: иврита еще не освоила, английский знала недостаточно, да и возраст был приличный, а брали в основном молодежь… Однако мне предложили заполнить анкету, где я написала, чего ожидаю от обучения в университете, если туда попаду, и уехала в Бобруйск. Представляете, и меня взяли! Это был уникальный случай, потому что ни до, ни после меня никто из участников этой программы подобного предложения не получал. Я говорю это не из самолюбия, просто хочу сказать, что если человек что-то хочет делать, его желание находит отклик и у других людей, которым важны твои идеи. И эти идеи я стала реализовывать, что потребовала от меня переезда в Минск.
— И как вам, коренной бобруйчанке, показалась столица?
— Откровенно говоря, моей личной целью была не столько работа в Минске, сколько сбор исторических материалов в архивах о евреях Беларуси и написание диссертации на эту тему, которую до меня в республике никто не освоил. Эта тема являлась закрытой, и когда в 1937 году ученый из Академии наук СССР все-таки написал такую диссертацию, его расстреляли… Мое стремление нарушить табу не было стремлением показать себя, просто я хотела, чтобы за мной пошли другие историки. К счастью, моя работа, которую я защищала в Белорусском педуниверситете, была воспринята очень хорошо, она не вызвала негативной реакции.
— Музей истории культуры евреев Беларуси — частный. Нет ли у вас желания попасть под «крыло» государства?
— Музею всего три года, но я действительно надеюсь, что со временем он станет государственным. Просто нельзя сразу ломиться в дверь, нужно вначале что-то самому сделать, и только потом просить о помощи. Этому принципу я научилась на Западе, и мне он по душе. Кстати, несмотря на молодость, музей уже заявил о себе очень серьезно в республике. Мы организовали очень важную выставку «Еврейское сопротивление в Белоруссии», а сейчас совместно с Комитетом по делам национальностей, который нас очень поддерживает, издаем большую книгу со списков евреев-партизан, сражавшихся бок о бок с белорусами. Увы, люди ведь привыкли, что евреев только убивали… Несколько ранее мы сделали книгу «Праведники народов мира Белоруссии», которая о людях, спасавших от фашистов евреев, и сейчас музей занят сбором данных о других белорусах. А совсем недавно мы написали на имя главы государства письмо, в котором просим разрешения создать музей холокоста. Причем я планирую, что это будет не еврейский, а именно белорусский музей, рассказывающий о жизни и сопротивлении захватчикам всех народов, для которых белорусская земля была и остается родиной.
— Вы в Бобруйске часто бываете?
— Раньше делала это регулярно, но сейчас я очень занятой человек. А Бобруйск для меня — не просто населенный пункт или место жительства. В Израиле есть кибуц, созданный евреями из Бобруйска, и когда я туда приехала, они меня щупали и удивленно говорили: «Ты из Бобруйска?!» И даже если ты живешь в Европе, Америке или Израиле — ты все равно бобруйчанин!
Я часто бываю в Бобруйском зональном архиве, и мы с ее директором Людмилой Кнарус давно дружим. И я очень надеюсь до конца года дописать все свои книги и начать новую в двух томах, являющуюся целью моей жизни: о евреях Бобруйска. Она станет продолжением огромного двухтомника «Бобруйск», изданного в 1967 году на иврите.
— А чем белорусские евреи отличаются, допустим, от живущих в Биробиджане?
— Биробиджан — не очень хороший пример, потому что это искусственно созданный населенный пункт в соответствии с национальной политикой Сталина. Евреи в Беларуси живут уже седьмой век, и общее между ними и литовскими, а также российскими евреями заключается в том, что когда-то все они звались литваками. А если говорить об отличиях, то в Беларуси очень сильны национальные еврейские традиции, и концентрация еврейского населения здесь всегда была большой. Но многие люди, вне зависимости от национальной принадлежности, думают, что евреи всегда были богатыми людьми. Это миф, у них было по 10 детей в семье, и занимались они ремесленничеством и мелкой торговлей. Богатых евреев были единицы, но они, согласно традиции, всегда помогали бедным, по крайней мере, своим родственникам. Евреи говорят: «Ты богат не потому, что такой умный. Бог тебе дал возможность стать богатым. Но ты не должен забывать, что бедные не глупее тебя, поэтому ты должен им помочь».
— Вы согласны, что с выездом евреев в Израиль Бобруйск многое потерял?
— Да, и не только Бобруйск, это характерно для многих городов бывшего СССР. Как принято говорить, евреи уехали, и увезли с собой город, потому что они веками жили преимущественно в городах, а белорусы и другие народности переехали из сельской местности в крупные населенные пункты гораздо позже… Но даже сегодня еврейская община Бобруйска по количеству является одной из наиболее многочисленных в Беларуси. Я очень рада за наш город, и хотела бы поблагодарить от правления общины республики руководство Бобруйска и всех его жителей за постоянную поддержку, которую они оказывают еврейской диаспоре.
— Это правда, что вы были одной из первых женщин Беларуси, осиливших марафонскую дистанцию?
— Я занималась в клубе любителей бега «Крыница» ОАО «Белшина», в праздновании 20-летия которого сегодня участвовала. А пришла туда примерно в 40 лет, когда у меня прямо на работе случилась остановка сердца... А свой первый марафон я пробежала в Осиповичах, хотя многие, в том числе мужчины, были против этой затеи. И когда я доказала себе и другим, что 42 километра для женщины в возрасте — задача посильная, эту дистанцию постепенно освоили и другие любительницы бега.
— Вы счастливы в семейной жизни?
— Без помощи мужа я вряд ли бы сделала то, что мне удалось за последние 15 лет. Он — полковник в отставке и настоящий мужчина. Увы, супруг историю не любит, но уважает меня и понимает важность моего дела. Я всегда шучу, что мой муж не прочел ни одной моей статьи, но в каждой книге есть он. Мои сыновья (от первого брака), внуки и его дочь — это одна семья.
— А как вы отдыхаете?
— Изучаю литературу по своему предмету. Но когда хочу отдохнуть душой и есть на это время, то читаю своего любимого писателя Константина Паустовского, с которым, будучи еще девочкой, вела переписку. Некоторые его рассказы приводят меня в нормальное человеческое состояние, когда духовность человека стоит на первом плане.
— Есть в мире вещи, которые вы просто ненавидите?
— Терпеть не могу выражение «незаменимых людей нет»! Я долгие годы дружила с мужчиной, он был алкоголиком, но при этом умнейшим человеком. Я могла с ним обсудить все свои мысли и начинания, и когда он умер, пустота от этой потери осталась во мне до сих пор. Хотя прошло уже лет шесть…
Игорь ЗЫКУН.
Фото Вадима ЗИНОВСКОГО.
 
Наша анкета
Кто вы по Зодиаку и гороскопу?
— Лошадь, Весы, а по гороскопу деревьев — Клен.
Какую книгу, на ваш взгляд, должен прочесть каждый человек?
— Каждый это должен решить сам. Однако хотя бы в общих чертах знать историю своей страны и города.
Что вы обычно напеваете себе под нос?
— «В лесу прифронтовом», «Случайный вальс», очень люблю джаз и Окуджаву, особенно его «Виноградную косточку в теплую землю зарою».
Ваше любимое изречение?
— «Если не я, то кто?» — из Талмуда.
Ваше любимое животное?
— Лошади и собаки. С кошками я очень осторожно, они для меня непознанные существа.
Ваше любимое блюдо?
— Из картофеля, а драники просто обожаю.
Ваш любимый уголок на земле?
— Белорусские леса, особенно под Бобруйском.


26/01/07 | просмотров: 6266 | Комментировать

Kate Nelson lilaclake333@yahoo.com

It was a very interesting to read about the city and Jewish people who were living in Belarus I would like to find out the E mail of Inna Pavlovna Gerasimova. Thank you Sincerely Kate Nelson

Zeev Friedburg a_blau@zahav.net.il

Thanks a lot for this publication ! It is sad a bit that bobruisk and it's Jewery now is more like historic topic then reality , so it's very important to remember any facts of our life there . Zeev

владимир ваинберг vaynberg96@yahoo.com

помню Инну по детскому саду, я был б групе .ее мамы.Наверное, в 1949, а может б. и раньше.. Жили по соседству по ул. Социалистическои за Бахарова, вниз.. Очень нужное дело! Обязательно сообщу Мире об этом .. Желаю дальнеиших успехов!.. тоже уже дедушка ,Вова.

© 2006-2024, bobruisk.org