ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

"Вечерка" в гостях. Швеция: мифы и реальность

Благодаря соглашению о сотрудничестве, заключенном между шведским институтом повышения квалификации журналистов (FOJO), Белорусской ассоциацией журналистов (БАЖ) и Белорусским госуниверситетом (БГУ), многие наши журналисты, преподаватели, студенты побывали на образовательных семинарах в Швеции. А 8 марта, в Международный женский день, в подобную поездку впервые отправилась чисто женская группа, состоящая из руководителей высшего и среднего звена газетного бизнеса Беларуси. Среди участников семинара «Современные направления развития редакционного менеджмента» посчастливилось быть и автору этих строк, главному редактору газеты «Вечерний Бобруйск».

Профессиональные знания, полученные в ходе этого семинара от медиаконсультанта Тины Бундестам, трудно переоценить. Но не менее интересным было знакомство, пусть даже поверхностное, со страной, которая до сих пор у многих из нас ассоциируется разве что со «шведским столом», «шведской стенкой» да «шведской семьей»… 
Кстати, а какими шведы представляют себя сами? Кое-какие сведения об этом можно было почерпнуть из вводной статьи, которую специально для нас подготовили накануне семинара его организаторы. 

Типичная шведка
«Большинство шведов — высокие, светловолосые, голубоглазые, светлокожие».
Именно такой «типичной шведкой» оказалась и руководитель нашего семинара Тина. Рослая, стройная, хорошо сложенная, с вьющимися светлыми волосами. В свои 44 года она выглядит, как спортивная девушка, а между тем — совладелица консалтинговой фирмы. С мужем, который старше ее на 12 лет, Тина живет в гражданском браке (он в Швеции приравнивается к «настоящему»), у них общий 3-летний сын. Кстати, внешность супруга Тины тоже во многом типично шведская: это мужчина роста выше среднего, очень спокойный, малоразговорчивый, малоулыбчивый и с непременной бородой.
В самом деле, особая стать жителей этой скандинавской страны — первое, что бросается в глаза. Нет, на улицах шведских городов встречаются, конечно, самые разные люди — и черненькие, и беленькие, и высокие, и не очень. Но вот заметно полных людей здесь не видно. Может, оттого, что шведы неравнодушны к спорту (ряды велосипедов у шведских магазинов, например — обычное дело)? Или потому, что они просто «помешаны» на здоровом питании (в меню местного общепита обязательно входят зеленые салаты и даже такое удивительно для нас блюдо, как ростки злаковых)?
Как бы там ни было, а лучше всех об этом сказала одна белорусская участница семинара: «Посмотрела на размеры одежды в шведских магазинах и поняла: надо худеть!»

Шведский менталитет
«Для описания собственного национального характера шведы используют следующие характеристики: молчаливость, закомплексованность, застенчивость, боязнь заводить знакомства, сдержанность в отношениях, завистливость, умеренность во всем, законопослушность».
Лично мне шведы запомнятся, в первую очередь, очень доброжелательными людьми. И улыбки случайных прохожих в ответ на мои просьбы помочь найти то-то и то-то, показались настоящими, а не дежурными. Один симпатичный пожилой шведский мужчина, к которому на улице я обратилась с вопросом «где тут обменник?», прервал свое движение и пошел со мной в обратную сторону, довел до банка, убедился, что он работает, и так искренне порадовался, что смог мне помочь! Я бы отнесла это к случайности, если бы подобное в точности не повторилось спустя полчаса уже с участием продавщицы шведского магазина.
«Важными чертами шведского характера являются точность, любовь к порядку и планированию, организованность, пунктуальность». Точно! Когда часть нашей группы (в том числе и я) имела неосторожность опоздать на несколько минут на очередное занятие семинара, Тина спокойно дождалась последнего опоздавшего и следующие полчаса посвятила обсуждению темы «почему важно приходить вовремя»… Признаюсь, в роли человека, не ценящего ни своего, ни чужого времени, ощущать себя было очень неловко! К тому же, это был наглядный пример правильного общения руководителя с членами коллектива, которые позволяют себе опаздывать, скажем, на планерки…

Шведская семья
Откуда пошел этот миф о «шведской семье», точно не знает никто. Как пишет в своей книге «Девять мифов о Швеции» Константин Иванов, сотрудник посольства Швеции в РФ, «можно предположить, что его возникновение связано с докатившимися до СССР на волне сексуальной революции историями о представителях левой шведской молодежи, совместно проживающих в так называемых коммунах». Жару в огонь добавила и знаменитая шведская группа «АВВА»: как известно, две супружеские пары однажды менялись партнерами.
Миф — он и есть миф. Традиционная шведская семья, как и белорусская, состоит из мамы, папы и пары ребятишек. Такова, к примеру, «ячейка» Агнеты и Магнуса Якобсонов (Агнета — руководитель нашего проекта в институте FOJO, ее супруг — сотрудник пресс-службы омбудсмана* по вопросам дискриминации). Несколько отличается от нашего стандарта семья Тины: ее гражданский муж 2 недели в месяц живет с ней и сыном, 2 недели — у своей мамы. «Это типично шведское решение», — говорит она.

Шведский дом
«Красный домик с белыми ставнями в лесу — типичная шведская мечта. Однако право наслаждаться природой влечет за собой обязательства перед ней. Высокая экологическая сознательность приводит к очевидным результатам: даже в центре Стокгольма можно выловить огромного лосося и пить водопроводную воду безо всякой обработки».
Нам посчастливилось побывать в гостях у Тины Бундестам и увидеть, как живет эта шведская семья. Довольно большой двухэтажный дом, обитый вагонкой, выглядит и снаружи, и внутри просто, без излишеств, но уже через полминуты пребывания в нем понимаешь: здесь очень уютно, здесь все подчинено двум основным принципам комфорта по-шведски — удобство + экология. Пол — деревянный. Просторная гостиная соединена с кухней. На этом пространстве спокойно соседствуют мягкие диваны, большой обеденный стол, пианино, домашний кинотеатр со стерео-системой… Окна — почти до пола, причем шведы предпочитают не закрывать оконные проемы плотными шторами, как мы, даже по вечерам, поэтому света в помещении много. Вообще, окна в домах шведских городов — это как открытая книга: загляни и увидишь, что в данный момент делают хозяева. Мало того — на подоконнике вечером обязательно горит свеча или включена лампа. Такая симпатичная традиция.

Шведский стол
Как обычно мы принимаем гостей? Хозяйка весь день стоит у плиты: жарит, парит, строгает салаты… К часу «икс» она, как правило, уже устала и выдохлась, но не сдается: все застолье — на ногах, то подает, то убирает.
В доме у Тины нас тоже кормили — много, разнообразно, а вкусно как!.. До сих пор тает во рту какой-то особенный их тортик с хреном. А маленькая маринованная картошечка в «мундире» поразила даже нас, «бульбашей». Никто и не скрывал, что все эти прекрасные блюда заказаны в ресторане. Муж Тины принес их в пластиковых ящиках, и пока мы с его женой обсуждали гендерные проблемы, сделал на кухне шведский стол.
К слову, «smorgasbord» («закусочный стол») действительно придуман скандинавами. Считается, что еще в древности жители современной Швеции изобрели свой вариант застолья: гостям подавалась вся еда сразу, в больших мисках. Гости брали, что хотели, сами, без лишних церемоний, да и общение проходило свободней.
Когда мы сели за стол в доме у Тины, кто-то обратил внимание на супруга нашей хозяйки: этот единственный в нашей женской компании мужчина не налил себе ни капли спиртного. Тина ответила на это: мол, ничего страшного, просто сегодня у меня немного болит горло, и он «должен обо мне позаботиться». Муж отнесся к ее словам совершенно невозмутимо. 

Гендерное равенство по-шведски
«Кабинет министров Швеции на 50% состоит из женщин. Даже среди священников они встречаются все чаще. В Швеции, скорее, женщины «женятся» на мужчинах, нежели наоборот. Нет ничего необычного в том, если мужчины, присматривая за своими детьми в песочнице, обсуждают рецепт блинчиков. Папы-одиночки становятся все более распространенным явлением. Равноправие привело к тому, например, что женщина может предъявить мужу обвинение в изнасиловании, если у нее нет желания выполнять супружеский долг. Женщины в одиночестве посещают рестораны, кафе, пивные бары и приглашают кавалеров на танец».
Магнус Якобсон был единственным нашим лектором-мужчиной, причем по очень интересной теме: «Гендерные отношения в редакции». От Магнуса мы узнали, что:
*по индексу гендерного равенства, который ежегодно составляется для 140 стран ко Всемирному экономическому форуму в Давосе, Беларусь — на 34-й позиции. Это неплохо. В ряде сфер — здравоохранение, образование — у нас нет разницы между мужчинами и женщинами (последние даже более успешны), а вот в политике, экономике наши женщины более пассивны. Кстати, на 1-м месте в этом списке — Скандинавия, Польша — на 50-м, Россия — на 51-м, Украина — на 61-м. Но Лесото, Монголия и Мозамбик все же опережают Беларусь. (Данные за прошлый год).
*демографический показатель в Швеции: 1,8 ребенка на женщину, в Беларуси он — 1,2. Шведам в данном вопросе помогают» иммигранты.
*отпуск по уходу за ребенком в Швеции составляет 7 недель до родов и 7 недель после. И мать, и отец имеют право поочередно быть в отпуске по уходу до 18 месяцев. Если отпуск не израсходован, родители детей до 8 лет имеют право брать эти дни и не выходить на работу, проводя время с ребенком. Кстати, 60 дней из этого отпуска закреплены только за отцом!
*До 60 дней в году родители больного ребенка имеют право быть в отпуске по уходу за ним, при этом страховые кассы оплатят им 80% заработка.
*Если сложить все бонусы, то мужчина имеет возможность сидеть с ребенком дома 3 месяца, а женщина — 3 года.     
*Четверть шведских семей — мамы-одиночки. Каждая 4-я из них живет в относительной бедности.
*При всем том мужчины в Швеции зарабатывают больше, живут лучше, и насилие в семье — это проблема для государства. Как раз в эти дни в шведском парламенте принимают закон о том, как противостоять этому насилию.
Интересный случай рассказала наша переводчица со шведского, бывшая москвичка Вероника Менжун: «Однажды ужинала в ресторане в России с одной шведкой. Та обратила внимание, как вызывающе, на ее взгляд, одеты местные женщины. «Подожди, они еще танцевать пойдут», — ответила ей Вероника. «Не может быть!» — удивилась шведка. А когда русские дамы вышли в круг и стали сексуально извиваться, шведка была в шоке: «Мы, что, попали в место, где женщины ищут мужчин?!»

Цены
«Уровень цен в Швеции довольно высокий. Обед в кафе или в ресторане на одного человека обходится в 9-10 долларов, ужин — в два раза дороже. Чашка кофе стоит 3-4 доллара, кружка пива — 6-7 долларов. Поездка на такси обходится в 20 долларов».
Цены на фаст-фуд в забегаловке небольшого шведского городка Кальмар: пакетик картошки фри, гамбургер и сок — чуть больше 6 евро (24 тысячи рублей). Скромный ужин в подземной забегаловке Стокгольма: заваренный чай, небольшое пирожное — 2 евро (8 тысяч).  
Зато цены в местных магазинах одежды приятно поразили: натуральная (похоже, у шведов нет ничего полиэфирного!) хлопковая куртка-байка для юноши, к примеру, стоившая 347 крон (35 евро), со скидкой стоила уже 50 крон (5 евро). Впрочем, были и примеры, когда на женском пальто стоял ценник в 5 тысяч евро… 

О вредных привычках
«В Швеции сигареты очень дорогие — более 4 евро за пачку. Спиртное — тоже. Бутылка шампанского или вина стоит от 8 евро и выше, крепкие напитки — более 20 евро за бутылку. Вот в каких тяжелых условиях нам приходится жить».
Нам бы, как говорится, ваши проблемы! А то сегодня в «маршрутке» опять рядом сел немытый, небритый мужик с неповторимым амбре «после вчерашнего»… За все время в Швеции мы не встретили ни одного нетрезвого человека — ни на улице, ни в метро, нигде.   
Кстати, в Швеции уже давно действует запрет распивать пиво на улице. По словам Вероники, никто не распивает, хотя полиция относится к таким нарушителям обычно довольно лояльно: максимум, что позволяют себе стражи порядка — сделать замечание.

Конечно, 6 дней, проведенных в Швеции, было явно маловато для того, чтобы получить более-менее полное представление об этой интересной стране и ее симпатичных людях. Что ж, есть еще один повод работать лучше, чтобы появилась возможность приехать сюда снова!

Наталья СЫСОЙ.
Фото автора.

*Примечание: омбудсман (от шведского «ombudsman») — специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан.



30/03/10 | просмотров: 9116 | Комментировать

© 2006-2024, bobruisk.org