ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Самый титулованный бобруйский футболист Андрей ХРИПАЧ: «Наверное, я правильно работал в футболе»

Кратко о нашем госте:
Родился:
28 мая 1972 года в г. Жодино Минской области.
Учился: в жодинской средней школе №2. После окончания 8-ми классов поступил на специальность «электромонтер» в жодинское СПТУ №149, которое окончил в 1990 году. В 2004 году окончил заочное отделение Гомельского государственного университета, факультет «Физическое воспитание».
Работал: футболом начал заниматься с шести лет. Первый тренер — Михаил Русак. Играл за команды «Трактор» и «ФанДОК» (Бобруйск) (1992-94), мозырский МПКЦ (1994-95), бобруйскую «Белшину» (1996-2002), «Барановичи» (2003-2004), «Днепр» (Рогачев) (2005). С 2006 года — инструктор по спорту на заводе ТДиА. С января 2010-го — тренер дубля бобруйской «Белшины».
Семейное положение: «Жена  Светлана — индивидуальный предприниматель. Ее сыновья, Максим и Федор — уже взрослые люди. Нашей дочери Ирине — 10 лет… В футбол не отдал и не отдам! Ира занимается спортивными танцами у Ренаты Колодинской».
Достижения: мастер спорта, в качестве игрока «Белшины» становился чемпионом, серебряным и дважды бронзовым медалистом чемпионата Беларуси. Четырежды завоевывал Кубок Беларуси, еще один раз играл в финале этого турнира. Сыграл три матча в составе национальной сборной Беларуси.

«Вместо меня играть за «Трактор» чуть не отправили моего однофамильца»
— Вы очень рано начали играть в футбол?
— Да. Лет с четырех гонял мяч во дворе, отец любил поиграть со мной в мячик. Он умер рано, когда мне было пять лет, но его братья и мой старший двоюродный брат в дальнейшем рассказывали, что папа хвастался, мол, посмотрите, Андрей вырастет и футболистом станет… Мать нас с сестрой Мариной поднимала одна, замуж так больше и не вышла. Работала она всю жизнь простой швеей-мотористкой. И я должен сказать, что занятия футболом уберегли меня в детстве от многих неприятностей, связанных с дворовой жизнью. Некоторых со двора посадили, другие спились…
— Неужели не было другой альтернативы?
— Нет, почему? Я много, чем занимался, но всерьез — только футбол и цирковая акробатика. Лет в 16 я стал перед выбором — футбол или цирковая студия. Совмещать одно с другим уже стало невозможно, и я выбрал футбол, так как занимался им с первого класса. Выбор помог сделать тренер, который ничего не знал о занятиях в студии и случайно увидел меня на одном из концертов. Как я ни гримировался, заметив его в зале, все равно он меня узнал…
— Но на серьезном уровне вы заиграли в футбол именно в Бобруйске?
— Да, сразу же по окончании училища стал вопрос службы в армии. Моего старшего товарища по футбольной секции призвали в армию в Бобруйск. Служил он в спортивной роте и играл у Евгения Шабуни. И как-то неожиданно он предложил мне: давай я переговорю с Евгением Петровичем, пойдешь служить в спортроту. Я от такого предложения не отказался, созвонился с Евгением Петровичем, он мне сказал, что все договорено, жди, когда придет повестка, а когда в Минске приедут «купцы», назовут твою фамилию, то просто выйдешь из строя… И вот, нас построили в шеренгу, я жду услышать свою фамилию, осталась немного людей, и, наконец, объявляют: Хрипач Андрей! Не успел я открыть рот, как какой-то другой парень говорит «Я!» и выходит из строя. Ему в ответ: «Поедешь на Бобруйск!» Тут до меня доходит, что его собираются отправить вместо меня в спортроту. Я выхожу из строя и говорю: «Я тоже Андрей Хрипач! А какое у тебя отчество?» Он в ответ: «Николаевич». Ну, тут выяснили, что в Бобруйск должен ехать Андрей Михайлович… Так вместо меня чуть было не отправили в спортивную роту моего однофамильца и тезку.
— А куда, в итоге, направили Николаевича?
— Я не поинтересовался… Так я оказался в Бобруйске, который впоследствии стал моим вторым домом. Играли за бобруйский «Трактор», который на тот момент выступал в республиканском первенстве профсоюзов. В команде уже на тот момент были братья Градобоевы, Виктор Кукар, Кирилл Савостиков, Олег Черепнев, Андрей Свирков...
— Автомат в руки брал только во время присяги, или еще доводилось?
— Были моменты. Иногда завозили нас в караул. Самый длительный караул у меня продолжался пять суток! Охраняли бомбосклады. Однажды, во время концерта Владимира Кузьмина выставили нас в оцепление на стадионе «Спартак». Тогда трудно было даже представить, что всего через год такие же полные трибуны будут собираться и на нас… Кстати, с роты охраны нас долгое время не хотели переводить в спортивную роту, говорили: «А-а, спортсмены!.. Нам такие тоже нужны!» Готовы были даже для этого экстренно пришить нам сержантские погоны.
«Приятно осознавать, что огромный труд не прошел впустую»
— Развал Советского Союза и последовавшее за ним появление суверенного чемпионата Беларуси стало, наверное, поворотным моментом в вашей жизни? Какими были впечатления от этого турнира?

— Да, трудно было представить, что заиграю в высшей лиге чемпионата страны, ведь сначала даже не удавалось закрепиться в основном составе «Трактора». Уже после прихода тренера Александра Пряжникова стал чаще выходить в «основе»… Впечатления были яркие, все команды были разные, со своим стилем игры. Много было сильных команд, из второй лиги чемпионата СССР, плюс минское «Динамо», которое, вообще, стояло особняком. Играть было интересно. Интерес был и в том, чтобы выяснить, на что способен ты в игре против таких команд. Для того чтобы соответствовать их уровню, нужно было тренироваться, как можно больше и лучше!
— Помните свой первый матч против минского «Динамо»?
— Помню первый домашний матч. Мы еще тогда приехали к стадиону и были приятно удивлены, что уже за час до игры свободных мест на трибунах не было. Всем было интересно, что же эти ребята из Бобруйска смогут противопоставить такой команде, как «Динамо»?!. Похоже, подобное, как это ни грустно осознавать, безвозвратно кануло в лету.
— Неожиданно вы стали одним из лидеров одной из наиболее «играющих» команд страны. Появлялись тогда мысли о легионерских хлебах?
— Конечно, хотелось бы попробовать поиграть в зарубежных клубах, но не удалось. Однажды нас с Олегом Черепневым пригласили на просмотр в московский ЦСКА. Потренировались там неделю, особой возможности проявить себя не было, так как команда готовилась к ответственному матчу в Кубке России. В конце нашего пребывания главный тренер Александр Тарханов подозвал к себе, записал все мои данные и поинтересовался, на контракте ли я? На тот момент у меня было трехлетнее соглашение с «ФанДОКом». Я сразу заметил, что это обстоятельство его несколько смутило. Сказал, что свяжется со мной, если что. Даже не знаю, велись ли переговоры по мне или нет… Потом получил серьезную травму колена — разрыв крестообразной связки, мне сделали операцию по ее пластике. Вообще, тогда стал вопрос о продолжении футбольной карьеры! Помнится, уже после операции я все говорил хирургу, что очень хочу играть, что без футбола не могу. И однажды, на мой очередной вопрос: «Доктор, ну, что, я буду играть?» он ответил: «Да, на воротах… на стадион. Билеты будешь продавать». Потом посмеялся и добавил: «Ничего, все будет нормально. Главное — восстановление!» Тогда я год не играл, восстановление было тяжелым, приходилось много работать самому, «закачивать» ногу. Потом отыграл первый круг (без нескольких матчей) за мозырский МПКЦ, выиграл Кубок Беларуси и вернулся в Бобруйск — уже в «Белшину».
— Расстроились тем обстоятельством, что пришлось вернуться из команды-лидера — мозырского МПКЦ — и остаться, в итоге, без золотых медалей?
— Ну, во-первых, это был мой второй дом, здесь у меня уже появилась семья, да и почти вся команда была мне знакома по выступлениям за «ФанДОК». А медаль я в том году все же завоевал — бронзовую. Кстати, всего несколько матчей мне не хватило для того, чтобы получить и «золото» в Мозыре. Был бы, наверное, уникальный случай в истории белорусского футбола! Хотя, вряд ли бы на это пошли, наверное, ограничились бы какой-то одной медалью.
— Вы до сих пор являетесь обладателем уникального достижения, как футболист, четырежды выигрывавший Кубок Беларуси и пять раз игравший в финале этого турнира?
— Да, с «ФанДОКом» кубок завоевать не удалось, проиграли тогда в финале минскому «Динамо», правда, завоевали право играть в Кубке обладателей кубков. Ну, а побил ли кто это достижение или нет, честно говоря, не слежу. Хотя, приятно осознавать, что ты правильно работал в футболе, что огромный труд не прошел впустую.
— Вы ведь являетесь еще и автором первого гола бобруйской команды в чемпионате Беларуси. Помните, как он был забит?
— Конечно! Первая игра в Могилеве. Команда «Днепр» тогда была сильной. Мы приехали, а они говорят: «Ну, маечки у вас красивые! Сейчас отгрузим вам несколько голов!..» А мы взяли и победили. Помню, Витя Кукар принял мяч в центре, я подключился вперед, а он отдал мне передачу вразрез. Я вышел «один на один» и пробил в дальний угол, вратарь уже падал, но защитник сделал подкат, мяч попал ему в ногу и перелетел через голкипера в сетку.
— Высокий рейтинг в чемпионате и частое попадание в число 22-х лучших белорусских игроков заставили обратить на вас внимание тренеров национальной сборной Беларуси…
— Я играл тогда за «ФанДОК», а сборной руководил Михаил Вергеенко. Он пригласил меня и Витю Кукара на товарищеский матч с польской сборной и предшествовавший ему тренировочный сбор. Мне довелось выйти на замену во втором тайме. Встреча закончилась вничью 1:1. Следующий вызов также последовал на выездную игру со сборной Польши. А вот, на поединок со сборной Украины меня неожиданно заявили в основной состав. Я тогда отыграл полтора тайма, получил в столкновении ушиб и попросил замену. Еще в начале матча я отдал диагональный пас Валику Белькевичу, тот оказался практически один на один с вратарем и открыл счет. Также на замену я вышел в домашней игре с Израилем. Но это все товарищеские встречи, а в официальных поединках мне сыграть так и не довелось.
— Из всех бобруйских команд, за которые пришлось когда-либо выступать, чья игра доставляла наибольшее удовольствие? В какой было приятнее всего играть?
— Все команды были славные и, вообще, в Бобруйске мне всегда было интересно играть!.. Но приятнее всего было играть, наверное, за «Трактор». И то только потому, что это был мой первый чемпионат, именно тогда я переступил порог взрослого футбола. Мне повезло, что я попал в такую хорошую команду, где Евгений Петрович собрал молодых, по-своему талантливых ребят, а то, что такая команда собралась, в итоге повезло городу! Ведь костяк этой команды выступал потом и за «Белшину».
— Сезон 2001 года, с одной стороны памятен «золотым дублем» «Белшины», а с другой — стал «пирровой победой», знаменовавшей начало конца — откат в первую лигу, из которой выбрались только сейчас, надеюсь, надолго. Почему так случилось?
— Наверное, были допущены какие-то организационные просчеты… Тяжело играть с мыслями о том, что тебе что-то должны, но не выполняют. Психологически это поддавливает. Конечно, было обидно, что команда вылетела в низший дивизион.
— Сожалеете ли о том, как сложилась ваша игровая карьера?
— Нет. Если бы поступили какие-то дельные предложения из-за рубежа, да я не закрепился бы там, тогда — другое дело. Ведь после травмы задумывался о возможности продолжения карьеры, и отыграл после этого почти 10 лет. Правда, перенес еще три операции…
«Надо еще многому учиться…»
— Каким образом из футболиста вы переквалифицировались в инструктора по спорту на заводе ТДиА? Впрочем, если припомнить, что начинали вы свой путь в большом футболе с «Трактора», то все естественно…
— Встретился со своим другом, с которым мы вместе играли за «ФанДОК» — директором завода ТДиА Александром Аграновичем. Мы посидели с ним, пообщались, он предложил эту должность. Так я пошел на завод. Должен сказать, что встретил там настоящих профессионалов в спортивной сфере — Татьяна и Яков Пригожаевы. Они занимаются своим делом, и я у них многому учился.
— Каким образом футболист стал хоккейным судьей?
— В детстве и юности, когда занимался футболом, зимой мы играли в хоккей. Наш тренер готовил команду на турнир «Золотая шайба». Там, в отличие от футбола, я играл нападающего. Ну а теперь на всех домашних матчах «Шинника» работаю судьей-регистратором, подсчитываю броски в створ ворот, вбрасывания.
— Всего две недели назад вы начали работать в качестве тренера с дублирующим составом «Белшины». Возможно, это начало тренерской карьеры?.. Чья это была инициатива?
— Еще в прошлом сезоне переговорили на эту тему с главным тренером «Белшины» Александром Седневым. Он спросил: «Почему бы тебе не работать в клубе? Ты столько лет играл за эту команду!..» Я ответил: «Почему бы и нет? Я готов!» Уже в этом году поговорили с директором клуба Геннадием Вараксой, и я приступил к работе. Вместе с Олегом Волохом помогаем Александру Соколовскому. А дальше посмотрим. Надо еще многому учиться…
— Не раз видел вас на рок-концертах. Мне памятен эпизод с концерта группы «Чайф» в 2001 году в тот вечер, когда «Белшина» стала чемпионом. Владимир Шахрин тогда поздравил команду и болельщиков со сцены и подарил песню «Аргентина — Ямайка».
— С радостью вспоминаю тот концерт, в первую очередь потому, что завоевали, наконец, чемпионский титул… Хотя Владимир был удивлен тому, что бобруйская команда стала чемпионом, подумал, что розыгрыш. Тогда все знали из Беларуси, в основном, лишь «Динамо» Минск… Я подарил Шахрину после концерта шарфик «Белшины». Кстати, несколько лет назад в одном интервью он признался, что из фанатских шарфиков у него есть только один — из Бобруйска!
— Как вы оказались в сборной белорусских рок-музыкантов?
— Меня и Диму Балашова пригласил сыграть капитан этой команды и мой друг Валера Алексеев. Было приятно играть с ребятами из любимых мною «ZКМ» и «Без билета».
— Многие спортсмены — на редкость суеверные люди. Знаю, что и у некоторых игроков «Белшины», в том числе у вас, был свой особый ритуал?..
— Мы много матчей не проигрывали дома. И вот, с какого-то момента перед отъездом на игру стали обходить на фарт вокруг профилактория. Потом кто-то вспомнил, как Володя Путраш рассказывал о том, что от деревьев можно подпитываться энергией. Вот так к ритуальному кругу у нас добавилось «общение» с деревьями. У каждого из нашей четверки было свое дерево, перед игрой обязательно стояли, обнявшись с ним, черпали силу.
— Известен также случай, когда вы на фарт положили под майку заметку «Хрипач на крыше» из «Вечернего Бобруйска» и вышли на финал Кубка 2001 года…
— Но победили ведь тогда!..

Александр БОГДАНОВИЧ.
Фото Ирины рябовой,
Владимира ШАРНИКОВА и из архива гостя.

Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака?
— Близнец. Крыса.
Ваш любимый цвет?
— Зеленый. 
Любимое блюдо?
— Плов. 
Что любите выпить?
— Апельсиновый сок, из крепких напитков — полусладкое вино.
Ваше любимое животное?
— Мне нравятся овчарки, дома есть кот Барсик и карликовый заяц. Это любимые животные дочки. 
Какую музыку любите слушать?
— Русский рок: из российских групп — ДДТ, из белорусских — «ZКМ» и «Без билета».
Фильмы, которые вам запомнились?
— «Семнадцать мгновений весны».
Какие книги можете назвать любимыми?
— Романы Эдуарда Тополя.
Верите ли в жизнь после смерти?
— Да.
Где бы вы хотели побывать?
— В Испании — на «Камп Ноу» или «Сантьяго Бернабеу», посмотреть хорошую игру…


09/02/10 | просмотров: 4450 | Комментировать

Я № 12

Х Р И П А Ч - НАША ГОРДОСТЬ !!!!!! НАША ЮНОСТЬ !!!!! НАША ПЕСНЯ !!!!

4еловек

Браво !!!! СТОЛЬКО интересного и всё о Хрипаче ! Спасибо " Вечерка " ! Только Андрей сыграл за сборную 4 матча.Спасибо Андрей за моё детство!!!

сашачёрный

Самая лучшая ,сильная и красиво играющая команда - "белшина" образца 1997 года ! какие игроки - хлебосолов , балашов ,градобоевы , путраш,тимофеев,шустиков ,ковалевич ,смирных и конечно андрей хрипач ! спасибо я вас не забуду !все в моей памяти !

Игорь Марков

Спасибо Вам МАСТЕР Андрюшенька за всё ! За медали и кубки ! А главное за Вашу ИГРУ !И дай Вам БОГ стать хорошим тренером! И заглядывать не в рюмку , а в наши счастливые глаза .

A S S A

Великолепный футболист и хороший человек ! Случайно нам на ррадость попал в Бобруйск ! Он мнного сделал для ффуутбола Беларуси и давно пора его в тренера "Белшины" !

© 2006-2024, bobruisk.org