Заведующая корпунктом телерадиокомпании «Могилев» Татьяна МАТЮШОНОК: "Я всегда исполняю свои мечты..." 5 августа 1994 года указом Президента на базе упраздненного госкомитета по телевидению и радиовещанию была создана Национальная государственная телерадиокомпания Беларуси. На днях ей исполнилось 15 лет. Не все из того, что делает НГТРК, вызывает восторг, но факт остается фактом: сегодня она является крупнейшим белорусским медиахолдингом, в структуру которого входят четыре телевизионных канала, пять каналов радио и пять областных телерадиокомпаний. Ее корпункт есть и в нашем городе — вот уже пятый год его возглавляет красавица, умница, спортсменка Татьяна Матюшонок.
Кратко о нашей гостье Родилась: 24 марта 1981 года в Бобруйске. Учеба: СШ № 14 с углубленным изучением английского языка; 2000-2006 — факультет журналистики БГУ. В июле 2009 поступила на сценарное отделение ВГИК, в мастерскую Зои Кудри, писавшей сценарии к таким фильмам, как «Адмирал», «Ликвидация», «Граница. Таежный роман». Работа: с 1998 года — в Бобруйском корпункте РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Могилев», сначала ведущей телепрограмм, затем редактором. В 2004 году возглавила корпункт. Семья: мама — педагог, отец — специалист широкого профиля; средняя сестра Елена — капитан милиции, младшая Ольга — специалист в области сотовой связи. Не замужем, но и не свободна.
«У меня было трудовое детство» — В детстве ты была послушным ребенком? — Я была жутким ребенком! Причем играла не только в куклы. В песочнице я любила лепить куличики и тут же их есть. От этого у меня часто были проблемы с животиком. А в детский сад я ходила с любимым белым автоматом на плече и при этом кричала на всю улицу «Убью! Зарежу!» Мама тогда делала вид, что я не ее ребёнок. — Папа хотел, чтобы дочка стала фотомоделью, мама — чтобы вышла замуж за олигарха, а дочка взяла и пошла по скользкой дорожке журналистики. Я угадал? Или тебе с детства читали сказки про храбрых репортеров? — Не угадал. Мама хотела, чтобы дочь поступила в иняз — зря, что ли училась в школе с углубленным английским! А дочь хотела ехать в Москву, поступать во ВГИК, на сценарный. Мамин вариант был неприемлем для дочери, дочкин — для мамы. Сошлись на журналистике. — ВГИК, говоришь? И чем тебя манила «фабрика грез» по имени Кинематограф? — Возможностью моделировать ситуации, придумывать героев, руководить событиями их жизни. Ведь своей жизнью на тот момент я распоряжаться не могла и не умела, зато выдумывать — это сколько угодно. Детство мое было не особенно счастливым, вот и приходилось изобретать иные реальности — с радостями и хэппи-эндами. С тех пор в моей голове полно разных историй: и про меня саму, и про тех, кого я выдумала. — Детство не было счастливым… Странно слышать такое в нашей «сильной и процветающей»! Какими же тучками оно было омрачено? — У меня было самое, что ни на есть, трудовое детство. Я росла в многодетной семье, а папа у нас был большой затейник: каждый год придумывал новую забаву для своих домочадцев. Одно время он арендовал теплицы, которые раньше имелись практически при всех крупных предприятиях. Объемы работ были огромные, а работников всего пятеро: мама, папа и мы с сестрами. Приходилось все делать самим: выращивать рассаду, высаживать в грунт огурцы, помидоры, редис и картофель. А потом мы сами же все это и продавали. Зато родители честно платили нам зарплату. У нас дома даже надпись на балконе сохранилась: «До зарплаты осталось 8 дней». Первую «получку» мы с сестрами потратили на игровую приставку «Сюбор», за которой в свободное от теплицы время по очереди гоняли «Супермарио». Правда, с тех пор я испытываю неприязнь ко всяким дачам-огородам, но зато твердо знаю: для того, чтобы что-то получить, нужно «пахать», чем всю свою жизнь и занимаюсь. Впрочем, эти годы детства были, как раз счастливыми! Хуже было потом, после того, как наш отец пропал без вести, и мама растила нас троих — одна, на учительскую зарплату. Но об этом времени красочно рассказывать я пока не научилась. «На ТВ меня привела мама» — Студенты творческих вузов на первом курсе часто испытывают своеобразную «ломку»: во-первых, потому, что вокруг бродят толпы таких же гениев, как они сами, во-вторых, потому что розовые очки трескаются и будущая профессия видится без фантастических прикрас. Тебя не миновала чаша сия? — А у меня и не было розовых очков. К моменту поступления я уже два года работала по специальности, и мои представления о профессии давно были проверены практикой. Разочарование было в другом: оказалось, я знала о журналистике — о её практической части — куда больше иных преподавателей, бывавших на телевидении лишь на студенческой практике. Гораздо полезнее было общение с однокурсниками, уже имевшими опыт работы в СМИ. — Тогда расскажи, как круто ты попала на ТВ. Неужели подошел добрый дядя и спросил: «Девочка, хочешь сниматься?» — К дверям Бобруйского корпункта меня за руку привела мама. Я тогда только-только школу закончила. Нервничала страшно. Мне дали почитать вслух какие-то тексты, потом записали на камеру и сразу сказали: «Ты нам подходишь. Приходи сегодня в четыре, будем писать «Бобруйский вариант». Так все и началось. Но это был не первый мой шаг в журналистике. К тому времени я уже имела две публикации в газете «Бобруйский курьер» — тогда ею руководил нынешний учредитель «Вечерки» Валентин Сысой. Свои статьи я присылала по почте, а за гонорарами прийти стеснялась. Кстати, моя первая статья была о феминизме. В редакции тогда решили, что это пишет зрелая женщина с богатым жизненным опытом, а мне было всего 15 лет. «Через кучи навоза на шпильках…» — «Бобруйский вариант» — как много в этом звуке! Уверен, многие помнят и саму передачу, и тебя в ней. Почему она вдруг перестала выходить? — Да, «Вариант» был любимой передачей многих — меня до сих пор про нее спрашивают… А нет ее, потому что нет больше областных телеканалов: после реформы, проведенной «Белтелерадиокомпанией», вместо них появился один общий — «Лад», с разной «начинкой» в разных областях. Такая передача, как «Бобруйский вариант» в сетке вещания не предусмотрена. И все же в плане информационного освещения Бобруйск не остался обделенным: репортажей из нашего города стало даже больше, и транслируются они в программах новостей — как региональных, так и республиканских. А еще в таких передачах, как «Экстрим-среда», «Лабиринт», «Белорусское времечко». Кроме того, о Бобруйске всегда можно услышать на «Радио-Могилев». — Сегодня ты говоришь языком профессионала. А когда девчонкой пришла в корпункт, небось, шишек немало набила? — Да вроде нет… Или просто за давностью лет не помню. Я ведь поначалу только вела передачу — сама не писала, и о своем желании это делать никому не говорила. Просто ездила с журналистами на съемки, наблюдала, читала тексты. И только когда поняла, что смогу работать не хуже, написала свой первый репортаж. Я вообще человек такой: пока не уверена в том, что смогу что-то сделать хорошо, никогда не возьмусь. Наверное, потому и без шишек обходится. — А помнишь свой самый трудный и самый интересный сюжет? — Помню, с трудом давался сценарий презентационного фильма об Осиповичском отделении железной дороги. Мне тогда было 18 лет — хотелось делать репортажи об интересных людях и событиях, а тут на тебе: пиши о рельсах, шпалах и вагонных депо. Я, когда шла в журналистику, и в страшном сне себе не представляла, что придется по заводским цехам бродить, и по колхозным полям через кучи навоза на шпильках прыгать. Зато это стало отличной школой. Я теперь на любую тему писать могу, в любом жанре. Интересных сюжетов тоже хватало. Например, про одну деревеньку в Кличевском районе, где все жители — однофамильцы. Чтобы как-то различать друг друга, они себе клички придумали. Но самое забавное, что фамилия у них моя — Матюшонок! «Только не в порно!» — Скажу по секрету: тебя считают одной из самых красивых девушек города. Говорю «одной из самых», чтобы не обиделись другие красавицы и не забросали нашу газету гнилыми персиками. Красота в журналистике — это помощь или помеха? — (смеется) Что-то я не помню, чтобы участвовала в конкурсе красоты и получала там титул «одной из самых»… А помощь это или помеха, зависит от того, как ей распоряжаться. Нужно уметь использовать все свои преимущества — а иначе, зачем они нужны? Чтобы красота мешала, такого я тоже не помню. Разве что, однажды руководитель центрального телеканала, приглашая меня на работу, заявил: в ведущие новостей меня никогда не возьмут, потому что им не нужны дикторы, отвлекающие своей внешностью от главных событий выпуска. А вообще мне всегда неловко говорить на эту тему, потому что я не считаю себя самой красивой, талантливой или успешной. Просто я умею казаться такой окружающим. — Сегодня многие теледивы участвуют в эротических фотосъемках для разных журналов и календарей. Анфиса Чехова, Маша Малиновская, Тина Канделаки… Ты согласилась бы сняться обнаженной, ну, скажем, для нашей газеты или, на худой конец, для журнала MAXIM? — Вообще-то, я не теледива. А руководители корпунктов белорусского телевидения, работающие с новостями, для эротических журналов обычно не снимаются. Хотя, если бы у меня была другая работа, и мне нужно было бы привлечь к себе внимание, я, возможно, пошла бы на это. Не вижу ничего зазорного в красивых эротических снимках. Только не путайте с порнографией! От нее бы я точно отказалась. «Нарочно мы никого не задираем» — Недавно в Бобруйске стартовал телеканал «Скиф». До этого пробовал силы телеканал «Березина»... Как думаешь, почему так трудно продвигать свое телевидение? — В Бобруйске большой дефицит журналистов-профи. Обрати внимание, много лет информационное поле здесь бороздят практически одни и те же люди, только переходящие из одного издания в другое. Но в отличие от газет, более свободных в изложении материала, на ТВ есть четкая структура написания сюжетов. Она несложная, но найти толкового тележурналиста у нас практически нереально. А из Минска сюда редко кто возвращается. Что же касается своего телевидения, то идея хорошая: Бобруйску нужен городской телеканал. Канал полноценный, насыщенный информацией, интересный. Бобруйчане ведь люди неглупые... Впрочем, сейчас на «Скиф» пришли бывшие корпунктовские работники, имеющие немалый опыт, так что надежда есть. — Кто работает в журналистике, знает: иные чиновники хотят, чтобы о них, как о мертвых — либо хорошо, либо ничего. Часто ли тебе приходилось сталкиваться с подобным капризом, и как ты его нейтрализуешь? — Я на журфаке защищала диплом «Большая» журналистика в «маленьком» городе». У меня там много чего было о взаимоотношениях СМИ и власти… Знаешь, быть совершенно свободным может лишь тот, кто берет обычную бытовую камеру, снимает себя и своих друзей, а потом на кухне им же все это и показывает. А штатный журналист всегда от чего-то зависит: от зрителей, от руководства канала, от героев сюжета, от начальников и чиновников. Главное, чтобы зависимость эта не превращалась в цензуру. Конечно, нам хотелось бы дружить со всеми и делать только сюжеты, которые бы радовали абсолютно всех. Но так не бывает. Критические материалы — это вообще самое сложное в журналистике. Всегда кто-то остается обижен, сколь бы нейтральным ты ни был. Нарочно мы никого не задираем, но если возникают вопросы у горожан, пытаемся спрашивать и с чиновников тоже. Кстати, иногда «простые» граждане ведут себя почище чиновников. Могут и камеру разбить, как это сделал, например, в 2004 году директор рынка «Западный». То был первый случай в Беларуси, когда журналисты отстаивали свои профессиональные права в суде. Директора рынка осудили тогда на три года — за «воспрепятствование журналистской деятельности и превышение служебных полномочий с целью скрыть недостатки в работе». — Герой комедии «Москва слезам не верит» уверял, что «через двадцать лет никакого кино не будет — одно только телевидение». Прошло двадцать лет, и вот уже кое-кто предрекает исчезновение самого TV: мол, Интернет идет ему на смену. Ты с этим согласна? — К счастью, кино не прекратило свое существование. Наоборот, оно оживает! То же самое будет и с телевидением. Оно не уйдет, а обретет иные формы. Сегодня активно развивается направление internet-tv — это оперативно, интерактивно и максимально доступно для пользователя. Думаю, за ним будущее. — Пару недель назад одна твоя мечта, наконец, сбылась - ты поступила во ВГИК. Ждать ли нам теперь гениальных блокбастеров по твоим сценариям? — Конечно, ждать! Я ведь не ради диплома туда поступала. Это действительно была моя давняя мечта. А я всегда исполняю свои мечты, пусть и с отсрочкой в десять лет. Мне есть, что сказать в любой форме: будь то телерепортаж, проза или кино. Надеюсь, я еще не раз смогу приятно удивить бобруйчан. Дмитрий РАСТАЕВ. Фото из личного архива гостьи.
Наша анкета Кто ты по знаку Зодиака? — Овен усовершенствованной модификации. Какие напитки предпочитаешь? — Воду. Какие любишь блюда? — Соленые огурцы, блины и все мучное. Где любишь отдыхать? — Люблю спокойный пляжный отдых и море. Острых ощущений и на работе хватает. Твоя любимая книга? — «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры, «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. А любимый кинофильм? — «Город ангелов» с Мэг Райан. Какие мужчины тебе нравятся? — Настоящие. Смогла бы прожить на необитаемом острове? — Да. Особенно, если с ноутбуком, коллекцией любимых дисков и выходом в Интернет. Веришь ли ты в переселение душ? — В жизни после смерти не сомневаюсь. Насчет переселения душ не знаю. Смотря в кого переселяться. Пожалуй, я бы согласилась быть кошкой. Кстати, а где вопрос о любимых животных? Твое кредо? — Через тернии — к звездам!
сашачёрный татьяна , спасибо за фильм о бобруйске ! купил друзьям из чернигова ,но оставил себе ! спасибо и поклон в ноги ! МЕЧТА 08 Вы прекрасны !!! Татьяна чаще попадайте в кадр ! ВАМ не тяжело, а мне радость! Дима ввп вы большая умница ! так не бывает , что бы и умна и красива ! на то он и бобруйск , что бы совмещать несовместимое!
|