ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Штурман «Еловиков» В гостях у «Вечерки» — директор ОАО «Центрторгуслуги» Виктор Иванович Паркалов.


Директор ОАО «Центрторгуслуги» Виктор Иванович Паркалов.

Кратко о госте:
Родился: в 1959 году в деревне Свислочь Осиповичского района.
Образование: в 1983 году окончил Калининградское высшее инженерно-морское училище по специальности «инженер-судоводитель», в 1998 году — Гомельский кооперативный институт.
Работал: почти 10 лет отходил в море штурманом на транспортных рефрижераторных судах грузоподъемностью 20 и более тысяч тонн. После развала Союза, когда в Беларуси собирались создавать морской флот, был, по его словам, «первый в очереди», однако жизнь распорядилась иначе. Пришлось искать новое место работы. На бобруйском рынке стал заместителем директора. С 1992 до 1998 года работал директором рынка в Осиповичах, потом в райпо, потом директором бобруйского «Холодильника «Мясомолторга». Около пяти последних лет возглавляет ОАО «Центрторгуслуги».
Семья: сын и дочь от первого брака живут в Калининграде. Сын окончил то же училище, что и папа, — КВИМУ, направлен служить на подводную лодку в Кронштадт. У дочери уже есть ребенок, ему три года. Еще одна дочка-девятиклассница — во втором браке. Супруга, Жанна Юрьевна, работает педиатром в поликлинике № 7.

Наша справка
Что такое «Центрторгуслуги»?
В. Паркалов: «В состав «Центрторгуслуг» когда-то входило 33 городских микрорынка, сейчас их осталось около 10, и те на грани вымирания. Принадлежавший нам «птичий» рынок на Чонгарской перебазировался на Крылова, к новому владельцу. У нас остался рынок «Еловики». Еще в 2002-2004 годах мы только одних налогов на прибыль платили около 400 млн. рублей в год. Сейчас же, чтобы как-то удержаться на плаву, выкупили еще участок «Ритуал», и он сегодня приносит доход едва ли не больший, чем все рынки!».

«Все микрорынки закрывать преждевременно»
— Виктор Иванович, что будет с оставшимися в городе микрорынками? Ваше мнение: стоит ли их убирать, нужны ли они людям?
— Микрорынки свою роль в обеспечении города продовольствием выполнили, но все их закрывать, думаю, пока преждевременно. Частный сектор в городе довольно большой, людям нужно куда-то девать излишки продукции, для некоторых это и дополнительный заработок. Да и спрос на такую продукцию есть. Накануне «Дажынак» мы попробовали снести микрорынок в районе улицы Интернациональной, так продавцы тут же вышли на тротуар, к магазину. Убрали микрорынки по Социалистической (в районе площади), возле роддома — люди стали торговать с земли. Помню, какой крик стоял, когда по требованию властей убирали микрорынок на улице Батова в 5 микрорайоне! К слову, я тогда даже инфаркт получил и попал в больницу… Чтобы меньше было негативной реакции со стороны населения, перевозили навесы ночью. А что в итоге? Люди все равно, несмотря на прекрасный рынок «Северный» рядом, торгуют с земли, у магазина. Милиция иногда их «гоняет», но на всех же милиции не хватит.
— Но ведь сносят не просто так, а «по санитарным требованиям»…
— Я тоже за цивилизованную торговлю. За то, чтобы к «центральному» рынку можно было свободно подъехать на машине, чтобы тележки были... Пока же у нас, мое мнение, не рынки, а базары. Что касается запретов, очень часто всякие запреты на самом деле — просто лоббирование чьих-то интересов. Например, слуцкий сахар в магазине не берут, все покупают на рынке украинский, более дешевый, значит, нужно запретить продажу сахара на рынках… А что касается санитарных норм, то рынки сейчас строятся и с туалетами, и с ветлабораториями.
— Исторически рынки стихийно появлялись там, куда шел народ, где было «лобное место». Сейчас же, такое ощущение, к мнению народа в этом вопросе никто не прислушивается… Или не так?
— Я бы сказал, тут есть две стороны: одни — «за», другие — «против». Например, когда навесы с Интернациональной отнесли вглубь домов, продавцы были довольны, покупатели тоже, но не всем жителям близлежащих домов пришелся по душе рынок под окнами, и были жалобы.

«Еловики» готовы принять 1.200 предпринимателей, а заняты всего на треть»
— Как вы считаете, рынку (как месту торговли) лучше быть в руках государства или частника?
— Лично я не согласен, что торговля, услуги и т.д. должны быть обязательно в частных руках. Пример тому — рынок «Западный». Была чья-то идея передать торговлю с улицы 50 лет ВЛКСМ частнику, и ее осуществили. Но одно дело — построить рынок «с нуля» и «под ключ», как сделали владельцы «Северного», и другое — собрать на эти цели деньги с предпринимателей, наобещав им с три короба. И ведь проект рынка «Западный» с его навесами под открытым небом, если говорить начистоту, уже устарел...
— Но ведь есть и другие примеры — прекрасные частные торговые дома, например, заменившие «дышащую на ладан» госторговлю…
— А кто мешал городу сделать на месте того же Дома одежды аналогичный торговый дом? Когда государственная собственность на каждом шагу меняется на частную, это наводит на определенные мысли. Жителям, например, форштадта, тоже нужно что-то покупать, нужны рынки или микрорынки, магазины. Частник туда не пойдет: покупательские возможности не те. Поэтому потребности людей в таких районах будут обеспечивать госпредприятия, а частники займут центр.
— Пример «птичьего» рынка на Крылова несколько опровергает ваши слова. Он сейчас в руках государственной структуры, а люди, там торгующие, приходили к нам в редакцию жаловаться: туалета нет, навесов нет… И почему, как вы считаете, «птичий» рынок не перенесли в Еловики, где все это уже есть?
— Еще в 2002 году, когда я стал директором «Центрторгуслуг», была программа, утвержденная горисполкомом, и она предусматривала развитие рынка в Еловиках, в том числе и перенос туда торговли метизной группой товаров. Мы затратили огромные средства на обустройство рынка в Еловиках, в общей сложности 1 миллиард 300 миллионов рублей. «Еловики» сегодня готовы принять 1.200-1.300 предпринимателей, а заняты всего на треть... Сделаны подъездные пути, стоянки, туалет. Но кто-то решил, что «птичке» место на Крылова. А там, действительно, туалет только собираются строить, стоянки нет, санитарные, противопожарные нормы не соблюдаются, торговых навесов на всех не хватает, лаборатории нет…

«Основы рыночной экономики я постигал на морских судах»
— Виктор Иванович, вернемся к морям и океанам, по которым вы прошли немалую часть своей жизни, бывали в разных странах… Кстати, какие там рынки, чем они отличаются от наших?
— В странах Южной Америки, в Испании рынки мало чем отличается от наших, нередко там тоже торгуют с земли. Но что меня поразило: во многих странах нет таких постоянных рынков, как у нас, они возникают стихийно! Накануне в газете появляется реклама: например, в воскресенье на такой-то площади с 8 до 12 дня будет базар. Торговцы утром приходят, располагаются, а в 12 часов уже никого нет, а к 13.00 убран весь мусор.
— Плавание и торговля — как далеки они друг от друга…
— Не скажите. Основы рыночной экономики я как раз постигал на морских судах. В мои обязанности входило принятие груза (а это десятки тысяч тонн рыбы), сдача его до килограмма — если лишнее, даже несколько тонн, ничего страшного, но если не хватило одного-двух килограммов, пришлось бы доплачивать из своего кармана, не хватило полтонны — это уже статья. Нужно было просчитать финансовый результат, чтобы люди получили зарплату, к тому же морякам тогда платили немного, и на заработанные тяжелым трудом доллары многие хотели еще что-то купить за границей. Естественно, нужно было иметь кое-какую наличность для отдыха, когда заходили в какой-нибудь порт.
— Общаетесь ли теперь со своими товарищами-моряками?
— Постоянно. Многие из тех, с кем учился в мореходке, уже капитаны дальнего плавания. Недавно у меня гостил один мой однокашник, капитан…
— Сколько он зарабатывает?
— Я задал ему такой вопрос, он ответил: мало, на жизнь еле хватает, всего-то тысячи три евро в месяц...
— А вас в море не тянет? Или, в крайнем случае, на речку.
— Нет, теперь ностальгии нет, ведь 14 лет без моря, и медкомиссию я уже вряд ли пройду… Я родился в месте, где сливаются реки Свислочь и Березина, от родительского дома до одной реки — 300 метров, до другой — 500. Часто там бываю, рыбачу. Но и грибы собирать люблю не меньше. Каждый год, как только начинается грибная пора, я ухожу в отпуск.

Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака и гороскопу?
— Стрелец и Кабан.
Ваша любимая книга?
— С 1977 года в плавание всегда брал (и теперь она у меня настольная) сборник стихов Николая Рубцова. Люблю также исторические книги таких авторов, как Ермолович, Черепко…
Какую погоду вы любите?
— Люблю любую пору года, особенно, когда много грибов. Ненавижу жару.
Ваш любимый праздник?
— Новый год.
Ваше любимое животное?
— Лошадь. В детстве, чтобы работать на вывозке снопов с поля, нужно было получить рекомендацию конюха. Я ее заслужил, лето поработал с конем, с которым у меня было полное «взаимопонимание», я с ним разговаривал, как с равным...
Ваше любимое блюдо?
— Рыба в любом виде и в любом количестве. Не надоела ли в плавании? Нет. И там ведь рыба всегда свежая, не перемороженная.
Какие напитки предпочитаете?
— Из спиртных — водку, хорошую, белую.
Ваш идеал женщины?
— А может ли он быть вообще? То, что сегодня идеал, завтра может перестать быть им. Но в каждой женщине должна быть «изюминка», которая привлекает мужчину.
Что обычно напеваете себе под нос?
— Старые советские песни и шансон 70-80-х годов.
Ваш любимый уголок на земле?
— Моя родина — Свислочь.

Строганина по-флотски от Виктора Паркалова
Взять свежемороженую рыбу — макрель, пеламиду или скумбрию, снять с нее кожуру, обрезать голову и хвост и настрогать (не резать!) мякоть. В строганину добавить по вкусу соль, черный молотый перец, растительное масло, лук, все тщательно перемешать. Есть не размороженной. Если рыба растает, вкусовые качества ее ухудшатся.

Александр МАЗУРЕНКО.
Фото Дмитрия МЯКИНА.

02/11/06 | просмотров: 4709 | Комментировать

© 2006-2024, bobruisk.org