ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Заслуженный тренер Беларуси Михаил Рабиковский:
«Главное — делать свое дело!»

Кратко о нашем госте
Родился: в деревне Семукачи Могилевского района 17 ноября 1953 года.
Учился: в местной восьмилетней школе. В 1973 году успешно окончил Жиличский совхоз-техникум по специальности «Агроном-полевод». В 1980 году — Белорусский государственный институт физической культуры.
Работал: с 1980 года — тренером по тяжелой атлетике на «Спартаке», с 1986 года — в Бобруйском училище олимпийского резерва. Старший тренер юниорских сборных Беларуси.
Достижения: в 1991 году в Бобруйске инициировал открытие первого в республике женского отделения тяжелой атлетики. Начиная с 1993 года, ежегодно готовит спортсменов для участия в чемпионатах и первенствах Европы, мира и Олимпийских играх в составе сборных страны. Подготовил более 100 «Мастеров спорта», в том числе таких больших спортсменов, как Олег Козлов, Дмитрий Богук, Геннадий Олещук, Николай Черняк, Олег Лобан, Андрей Арямнов, Николай Новиков и др.
Семейное положение: женат. Супруга Лариса Андреевна работает уборщицей в зале тяжелой атлетики в УОР. Дочь Елена — экономист-бухгалтер в фирме «Славнефть». Сын Александр является одним из ведущих специалистов в типографии им. Непогодина.

«Работать нужно с душой!»
— Общаясь со многими бобруйскими штангистами, достигшими больших успехов в спорте, не раз доводилось слышать фразу: «Николаевич мне как родной отец» или что-то вроде этого… Как нужно работать, чтобы воспитанники сделали такое признание?
— Нужно работать душой и чувствовать спортсмена, и чтобы спортсмен чувствовал тебя. Тренер должен не только работать в зале или на стадионе, но идти по жизни со своим воспитанником. Начиная от подъема до отбоя интересоваться и жить его делами и заботами. Раньше я не раз говорил, что тренер должен быть и отцом, и матерью, и другом, чтобы спортсмен мог в любой момент поделиться с ним и положиться на него. В ином случае, я уверен, что результата не будет.
— Все равно, не совсем понятно, как можно сочетать настоящий конвейер по подготовке чемпионов, который вы наладили в училище, с таким неформальным подходом к работе?..
— Конечно, в ущербе оказывалась моя семья. Точнее можно сказать, что семья расширялась до размеров секции или отделения тяжелой атлетики. Когда работал на «Спартаке», выходных вообще не было. В выходные, как правило, проходила игровая подготовка — футбол, волейбол, баскетбол… Если бы не моя жена, которую по праву могу назвать в своей работе правой рукой, то таких результатов мне бы достичь не удалось. Лариса Андреевна и понимает, и подсказывает, и с ребятами знает, как поговорить. Она много лет трудилась на шинном комбинате, но вынуждена была по состоянию здоровья перейти работать к нам в зал. Так вот, когда она находится в зале, в моем присутствии нет нужды. Я знаю, что тренировочный процесс будет идти своим чередом.
— Кажется, медаль, завоеванная Николаем Новиковым на недавнем чемпионате Европы, стала юбилейной для училища?
— Сотой, завоеванной только на чемпионатах и первенствах Европы, мира и Олимпийских играх. Причем, статистику эту я веду, начиная только с 2000 года. Так что, это итог неполных 10-ти лет работы нашего отделения. Впервые отделение тяжелой атлетики Бобруйского училища олимпийского резерва заняло по итогам прошлого года первое место среди всех училищ страны по всем видам спорта, и во многом - благодаря победе Андрея Арямнова в Пекине. Но это не только моя заслуга, а результат работы всего коллектива училища и самих спортсменов. Не случайно бобруйский УОР впервые занял третье место в стране, вслед за РУОР и гомельским училищем.
— Кто из тренеров еще работает сегодня в отделении тяжелой атлетики?
— Мой молодой коллега и ученик Валерий Сизенок. Он не раз становился призером первенств Европы и мира и сейчас еще продолжает выступать. Ему всего 23 года. Не каждый спортсмен и молодой тренер может продержаться на этой работе и достичь определенных результатов, особенно, если обзаводится семьей. Зарплаты у тренеров маленькие. И если ориентироваться только на материальную сторону, то смысла в такой работе нет. 
— Наверное, маленькая зарплата подтолкнула одного из бобруйских тренеров по тяжелой атлетике к распространению среди своих подопечных наркотиков? Об этом скандальном эпизоде в прошлом году сообщали многие СМИ…
— Некоторые молодые люди хотят всего и сразу. Конечно, на такую зарплату особо не пошикуешь! Но это ведь нисколько не оправдывает преступных деяний. Не с той компанией связался парень, а ведь у него тоже были неплохие данные, как спортсмена, так и начинающего тренера.
— Похоже, что результаты, показанные вашими ребятами, уже давно переросли небольшой зал училища, который вы некогда строили своими силами вместо тренировок вместе с учениками?
— Очевидно, хотя прямой связи между условиями тренировок и результатами в нашем виде спорта нет. Тот же знаменитый Леонид Тараненко долгое время занимался в подвале, но, тем не менее, достиг больших высот. Что касается строительства нового зала, то есть проект, есть экспертиза, найдены деньги (несмотря на сложное время) и в июле уже начнется стройка. В новом зале будет все необходимое, как для тренировочного процесса, так и для восстановления спортсменов.
— Среди обывателей бытует мнение, что в нашей стране спорту высоких достижений уделяется непомерное внимание в ущерб физической культуре и оздоровлению граждан. Существует ли, на ваш взгляд, такая диспропорция?
— Я считаю, что в нашем государстве, как в области спорта, так и оздоровления нации, ведется гармоничная и очень правильная политика. Согласен с президентом страны, который однажды сказал, что даже послы порой не могут сделать для престижа страны столько, сколько делают спортсмены. Наверное, 90 процентов известности Беларуси в мире обретено благодаря успехам спортсменов. Благодаря спорту развиваются и другие сферы нашей жизни.
— А как сказался на спортсменах мировой финансовый кризис?
— Что касается большого спорта, то кризис мало сказался. В большей степени он затронул подготовку подрастающего поколения спортсменов. Уменьшилось финансирование тренировочных сборов и соревнований, да и к спонсорам стало сложно обращаться. Но ничего, думаю, что переживем и переждем этот кризис. Главное — не обращать на него внимания, не зацикливаться на нем и делать свое дело! Больше разговоров о нем, так что, я как работал, так и работаю.
«Существует много способов подставить спортсмена»
— Хотелось бы «пройтись по персоналиям», по крайней мере, известных ваших воспитанников последних лет. В частности, как сложилась судьба Геннадия Олещука после той дисквалификации. Как он пережил эту спортивную и человеческую драму?
— Очень сложно… Я, например, до сих пор не верю, что там было что-то на самом деле. На то время это был величайший спортсмен, который далеко не каждого в мире устраивал. В спорте существует жестокая конкуренция и порой с допингом оказывается связан спортсмен, не причастный к его употреблению.
— Если это правда, как и то, что утверждается Девятовским с Тихоном, то это означает что в мире спорта на самом высоком уровне творится величайший беспредел! Как-то все это выглядит слишком странно, вызывающе и цинично…
— Я не утверждаю, что там имела место подтасовка проб. Чтобы такое заявлять, надо иметь доказательства. Возможно, в случае с Геной было другое: могли что-то подсыпать или подлить.
— Но ведь Гена был уже научен предыдущим горьким опытом. Он еще после первой дисквалификации признавался, что не максимально бдительно ведет себя до и в ходе соревнований. Как такой «тертый калач», как Олещук, мог попасться на такого рода диверсию? Тем более, что в анализах у него был найден прозерон… Может быть, там все-таки была ошибка, самонадеянный просчет тренеров и врачей?
— Тем не менее, существует много способов подставить спортсмена, о которых я здесь не буду распространяться. Разумеется, офицеры допинг-контроля и лаборанты вряд ли станут мошенничать, но есть еще много завистников и конкурентов. Но кто бы ни был повинен, врач или близкий родственник, ответственность за положительный результат несет сам спортсмен… Я уверен, что не случись этой дисквалификации, Гена претендовал бы на звание Олимпийского чемпиона в 2004, а возможно — и в 2008 году. По крайней мере, здоровья и сил у него и сейчас еще предостаточно. И глядя на результаты в его весовых категориях, он, конечно, переживает… Но, слава Богу, что Гена является офицером МВД и имеет какой-то материальный минимум. Он причастен к подготовке сотрудников МВД и спортсменов-динамовцев.
«Такую славу в 20 лет выдержит далеко не каждый!»
— И все же, самым титулованным вашим подопечным является Андрей Арямнов!..
— Да, впервые учащийся нашего УОР стал чемпионом Олимпиады, лучшим спортсменом года в Беларуси и признан лучшим тяжелоатлетом года в мире. Как правило, столь высоких успехов добиваются выпускники училищ. 
— Разговаривали с ним после скандала, в который Андрей угодил зимой?
— Разговариваем постоянно. Он ведь, в основном, находился на сборах в Стайках и лишь в последнее время выразил желание тренироваться самостоятельно, готовиться к чемпионату мира отдельно от сборной… Наказание, последовавшее после происшествий в Борисове, лично я считаю вполне заслуженным.
— Лишившись президентской стипендии, Арямнов, по его же словам, из самого богатого спортсмена превратился в самого бедного…
— Надеюсь, что уже после чемпионата мира нынешнего года стипендию ему вернут, и все нормализуется. Конечно, такую славу в 20 лет выдержит далеко не каждый! Тем более, что в своем родном городе он был один такой. Если в Бобруйске еще есть олимпийские чемпионы – братья Богдановичи, то в Борисове сразу же появилось множество «друзей». Куда ни поедешь, куда ни пойдешь, всюду узнаваем, всюду принимаем, всюду обласкан!.. И жизнь показала, что к такому положению дел Андрей еще не полностью созрел.
— На ваш взгляд, довольно жесткие меры, принятые по отношению к спортсмену, оказались действенны, помогли ему что-то осознать?
— Помогли. Знаю его уже очень много лет и думаю, что Андрей достойно подготовится к чемпионату страны, а затем и к чемпионату мира. Конкуренция в сборной у нас высокая и стоять на месте ему не дадут.
«Никто из «великих» не был пай-мальчиком»
— Именно конкуренция не позволила попасть в олимпийскую сборную и Николаю Черняку?
— Да, хотя Коля должен был поехать в Пекин и выступить там достойно. В течение многих лет Черняк доказывал на ответственных стартах свою стабильность выступлений. Теряя всего по несколько килограммов от своих лучших результатов, он занимал высокие места на чемпионатах Европы и мира. А здесь, вдруг оказался за пределами сборной. В его весовой категории вполне можно было взять двух спортсменов вместо тех, кто был травмирован и вообще поехал в Пекин, как турист или выступил, но показал нулевой результат… Он тяжело воспринял такой неожиданный поворот в его спортивной биографии. Лишь победа на недавнем чемпионате Европы его воодушевила.
— Оставив Николая за пределами сборной, ее руководство лишило и вас поездки в Пекин?
— Конечно.
— Это правда, что Колю вам передал его первый тренер Олег Козлов, который сам является вашим учеником?
— Да. Я работаю в связке со всеми тренерами в Бобруйске, тем более со своими воспитанниками. Олег Александрович до сих пор помогает мне в работе с Николаем.
— Практически все о ком мы сегодня говорили настоящие самородки…
— …Совершенно верно. И в то же время — люди со сложным характером. Никто из «великих», как я их называю, не был пай-мальчиком. Сколько нам пришлось с тем же Колей решать проблем, прежде чем он понял и усвоил для себя какие-то вещи! Но в последнее время, мне кажется, он стал лучше разбираться в людях. И меня, как тренера, не может не радовать, к примеру, его дружба с Андреем Казусенком... Многие ребята должны пройти через разные соблазны, прежде чем раскроют себя и свой потенциал, как спортсмена. Очень часто одними запретами ничего не добьешься, ведь запретный плод сладок.
«Чтобы побывать на рыбалке, пришлось съездить в Израиль»
— Нужно ли вам до сих пор в качестве тренера доказывать свою состоятельность?
— Нужно, в первую очередь, себе. Но с этим проблем нет. Потому что, начиная с 80-х годов, я постоянно приглашаюсь на сборы и соревнования с участием белорусских сборных и могу многому там учиться. Но я учился не только у своих коллег-штангистов, но и у представителей других видов спорта. Многое я почерпнул, например, у таких известных тренеров, как Худыш и Шваб. У каждого специалиста есть свои сильные и слабые стороны, но я всегда по крупицам находил те, которые полезны для меня. Для любого наставника еще важно такое качество как способность учиться. А учиться чему-то можно у каждого человека, будь он вор или бандит, директор или дворник, все равно обладает парой-тройкой достойных человеческих качеств.
— Сами про «железные игры» не забываете? Когда последний раз прикладывались к штанге?
— В Стайках зарядку регулярно делаем, и в теннис люблю побегать. И, конечно, к штанге иногда прикладываюсь. И приседаю, и тяги различные делаю, жим лежа, жим сидя. Вес небольшой, так как возраст дает о себе все-таки знать.
— А из досуга предпочитаете активные виды?
— Приусадебный участок. Стараемся поддерживать огород и дом. А вот выехать с семьей куда-нибудь на природу, чтобы отдохнуть, получается очень редко. Так, чтобы побывать на рыбалке, пришлось съездить в Израиль, так как здесь времени не было.

Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака?
— Скорпион. Змея
Ваш любимый цвет?
— Серый и его оттенки.
Ваше любимое блюдо?
— Всеядный. Люблю все, что готовит моя жена, тем боле, что она повар высшего разряда и готовит очень вкусно.
Что любите выпить?
— Виски.
Ваше любимое животное?
— Люблю всех. Есть своя кошка.
Какую музыку любите слушать?
— Отечественный шансон. 
Фильмы, которые вам запомнились?
— Вчера пересмотрел «Белые росы», вновь ощутил приятное чувство.
Какие книги любите читать?
— Детективы. Позволяют отвлечься от назойливых мыслей и сосредоточиться.
Верите ли в жизнь после смерти?
— В последнее время — да.
Где бы вы хотели побывать?
— Египет.
Александр БОГДАНОВИЧ.
Фото Дмитрия МЯКИНА и из архива гостя.


03/06/09 | просмотров: 3450 | Комментировать

© 2006-2024, bobruisk.org