ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Гордей ЩЕРБИЧ:
«Мы наследники славных литвинов»

Кратко о нашем госте
Родился: 25 июля 1980 года в Бобруйске. Мать Валентина Ивановна — оператор АЗС, отец Николай Гордеевич — предприниматель.
Учился: 1987-1995 г.г. — школа № 27, 1995-2000 г.г. — училище декоративно-прикладного искусства, в 2007 окончил заочное отделение педагогического университета им. И. Шамякина.
Работал: 2000-2003 г.г. — училище декоративно-прикладного искусства — мастер производственного обучения; с 2003 года — учитель технического труда СОШ № 1.
Семейное положение: холост.

Почти месяц, как в Выставочном зале экспонировалась выставка костюмов и оружия бобруйского военно-исторического клуба «Газдава», объединившего под своим крылом «последних рыцарей Бобруйска». Бессменный, с 2001 года, предводитель клуба — Гордей Щербич — и сам по себе человек интересный, оригинальный. Сегодня он у нас в гостях. 

«У нас было настоящее европейское государство»
— Наверное, в детстве, когда остальные дети играли в казаков-разбойников, маленький Гордей наряжался рыцарем и гонял этих казаков копьем?
— Ну, наряжаться не наряжался, но деревянные щиты и мечи мы с пацанами делали.
— А историей ты заинтересовался, когда тебе явился призрак князя Витовта?
— Нет (улыбается), просто в шесть лет я увлекся коллекционированием старинных денег, и однажды в мою коллекцию попала монета, отчеканенная в Речи Посполитой. Тогда про этот период истории особо нигде не рассказывали, вот я и заинтересовался: что это за Речь такая? Стал копаться в литературе, открыл для себя много нового, попутно узнал про еще одно «загадочное» государство — Великое Княжество Литовское, о том, что мы, белорусы, являемся потомками славных литвинов…
— А когда у тебя родилась идея создать рыцарский клуб?
— Это случилось чуть позже, в 2000 году, когда я и мой друг Сергей Королев узнали из газет, что на историческом фестивале «Новогрудок-2000» был рыцарский клуб «Знак Орла» из Бобруйска. Мы выяснили, где он находится, пришли туда, записались, а через некоторое время решили создать собственный клуб.
— И что же вас не устроило в «Знаке»?
— Люди там восхищались фестивалями, в которых принимали участие, но сами при этом ничего не предлагали. Первые щиты, которые появились в «Знаке Орла», сделал для них я. Первое оружие — тоже моих рук дело. Нам хотелось заниматься чем-то существенным и конкретным, вот мы и создали «Газдаву».
— Откуда такое красивое название?
— «Газдава» — старинный шляхетский герб, один из моих родовых гербов.
— Создавая клуб, вы преследовали какую-то идею или это была своеобразная «игра для взрослых мальчиков»?
— Может, это и прозвучит пафосно, но нам хотелось пропагандировать историческое и культурное наследие нашей родины — Великого Княжества Литовского. Сегодня об этом периоде белорусской истории стали говорить чаще — и в газетах, и по телевизору, а когда мы открывали свой клуб, про ВКЛ и не вспоминали. Своей работой, своими выступлениями мы показывали и показываем, что у нас было настоящее европейское государство.
«Рыцарь — высшее воинское звание»
— Что нужно для того, чтобы вступить в «Газдаву»?
— Большое желание и возраст от 18 лет.
— В вашем клубе все рыцари или имеются другие «специализации»?
— Рыцарь в клубе только один — я. Остальные участники — воины, горожане, ремесленники.
— Ремесленники и горожане не ропщут на такую «социальную несправедливость»?
— Рыцарь — высшее воинское звание, и достиг его далеко не каждый. В нашем клубе есть своя иерархия, аналогичная средневековой: когда к нам приходит новичок, поначалу он числится обычным горожанином, потом мы разрешаем ему сделать доспех легко вооруженного воина — пaхалока, затем он может стать средне вооруженным воином — драпом. Следующая ступень в иерархии — панцирный боярин. Еще выше стоит оруженосец. И только последняя, высшая ступень — рыцарь. В «Газдаве» мы пока никого в рыцари не посвящали.
— А кто посвятил в рыцари вас?
— Когда мы начинали свою деятельность, ритуал посвящения еще не был обязательным. Считалось, что руководитель клуба является рыцарем по умолчанию. Хотя позже рыцари из дружественных клубов предлагали мне пройти через посвящение, но я ответил, что шляхтич по рождению не нуждается в этой церемонии. Строго говоря, в рыцари можно посвящать только католиков. В Великом Княжестве Литовском, где многие шляхтичи исповедовали православие, посвящений как таковых не проводилось. Одно время в нашей конфедерации витала идея, чтобы руководителей клубов посвящали в рыцари потомки Радзивиллов. Увы, она так и не воплотилась в жизнь.
«Человек падает, когда чувствует, что ему хватит»
— Сегодня все большую популярность обретают рыцарские турниры. Вы часто принимаете в них участие?
— В турнире я участвовал только один раз. А фестивалей на моем счету более двадцати. Тут нужно пояснить: турниры — поединки один на один — сами по себе проводятся довольно редко. Чаще всего они включаются в программу фестивалей, наряду с групповыми схватками — бугуртами, состязаниями лучников, конкурсом исторического костюма, и, разумеется, реконструкцией тех или иных исторических событий. Наш клуб занимается изучением конца 14-го — начала 15-го века. Это эпоха латных доспехов. Фестивали по ней проводились в Беларуси лишь два раза. Обычно же реконструируется более ранний период, до середины 14-го века. То есть, время, когда главным доспехом воина была кольчуга. Двигаться в кольчуге, конечно, проще, но удар по ней будет куда чувствительнее для человека.
— А во время схватки вы бьетесь всерьез или понарошку?
— Конечно, всерьез! Поэтому, из соображений безопасности, наши мечи затуплены.
— Но и тупым мечом можно отделать друг друга так, что мама родная не узнает. С фестивалей вы все возвращаетесь целыми?
— И целыми, и здоровыми, и бодрыми духом. Максимум, что привозим — легкие ссадины и синяки. Ведь на фестивалях существуют определенные правила, которых придерживаются все участники. Нельзя, например, бить яблоком меча в лицо. Кромкой щита нельзя бить. Запрещены также колющие удары — можно наносить только рубящие. Хотя в России проводятся фестивали, на которых колющие удары допускаются. У нас тоже случается всякое… Бывает, некоторых переклинивает, и они идут махать во все стороны, не разбирая, кто где. Впрочем, если у тебя хорошие доспехи, вероятность получения травмы минимальна. Да и рядом всегда дежурят медики, готовые оказать помощь.
— А как узнать, «убит» ты или «не убит»?
— Для этого тоже есть свои правила: три удара пропустил — должен упасть. Хотя обычно человек падает, когда чувствует, что ему уже хватит.
— На турнирах вы готовите пищу по средневековым рецептам или довольствуетесь бульбой-салом?
— Реконструировать эпоху мы стараемся со всей достоверностью, это касается и пищи. Но фестивали обычно проходят компактно, в два-три дня, а программа их очень насыщена. Поэтому не всегда находится время на какие-то кулинарные подвиги. Хотя кухня в средние века была довольно простая: запеченная рулька, всевозможные каши, мачанка…
— Ну, а что бы вы порекомендовали из средневековых напитков?
— Мы очень любим медовуху — есть такой напиток, чуть крепче пива. В Польше ее продают в магазинах, там она называется «Мед питны». Бывая на польских фестивалях, наши ребята не отказывают себе в удовольствии хлебнуть такого медку. А вот крамбамбулю мы готовим сами. Это напиток на основе водки, в которую добавляется мед и много специй. Он был очень популярен у шляхты 16-17 века.
— На какой из реконструкций вам было интереснее всего?
— Конечно, в Грюнвальдской битве! Наш клуб участвовал в ней три раза. Правда, в прошлом году не получилось — Польша вступила в Шенгенскую зону, и у нас возникли проблемы с визами. Но этим летом надеемся все же съездить. А если не съездим, то уже в следующем — кровь из носу. Ведь 2010 год — юбилейный: Грюнвальдской битве исполняется 600 лет.
— А о каких реконструкциях вы еще только мечтаете?
— Хотелось бы поучаствовать в битве под Оршей, во взятии Москвы, в освобождении Смоленска.
«В клубе я чувствую себя лучше всего»
— Из литературы мы знаем: у настоящего рыцаря должна быть дама сердца. Кто играет роль прекрасных дам в «Газдаве»?
— Ну, у нас в клубе есть девушки… А вообще многое из того, что мы «знаем» про рыцарей — надуманно. Образ Прекрасной дамы начал культивироваться в 19 веке с появлением таких романтических произведений, как «Айвенго», «Робин Гуд». Конечно, в средние века он тоже присутствовал, но опять-таки большей частью в литературе: любовь рыцаря к прекрасной даме воспевали странствующие поэты — трубадуры и миннезингеры. А реальный рыцарь — это наемник, «солдат, не знающий слов любви», проводивший большую часть своей жизни в сражениях и походах. Некоторые из них даже читать не умели. Что же касается прекрасных дам, то в захваченных городах их было предостаточно.
— А у тебя есть дама сердца?
— Тут надо пояснить, что дамой сердца для рыцаря была отнюдь не законная супруга. Дама сердца - это женщина-идеал, перед которой рыцарь преклонялся и которой посвящал свои подвиги. Случалось, она уже была замужем за другим мужчиной, но для рыцаря это не являлось помехой. Конечно, у меня, как и у всякого рыцаря, есть дама сердца, и свои подвиги я посвящаю ей.
— Как проходят будни современного «реального рыцаря»?
— Работа. Клуб. Дом. В клубе я чувствую себя лучше всего. Кстати, одна из важнейших заповедей рыцарского кодекса гласит: «Никогда не теряй доброго расположения духа!». Эта заповедь помогает мне в трудные минуты.
— А доспехи свои современный рыцарь делает себе сам?
— Да, участники «Газдавы» сами шьют себе костюмы. Все начинается с изучения истории костюма: в какую эпоху и какие люди его носили. Затем продумывается цветовая гамма, выбирается вид ткани и фурнитуры. После этого выполняется выкройка и покупается материал. Дальше остается лишь раскроить ткань и приступить к шитью.
— Дорого ли обходится такой костюмчик?
— Все зависит от стоимости материала и фурнитуры.
— Рыцарские доспехи, небось, весят ого-го! Не трудно ли носить их утонченному современнику?
— Да, вес их может достигать 35 килограмм, но носить этот груз не тяжело. Все доспехи подгоняются по фигуре, и вес их распределен по всему телу.
— В 2005 году вы снялись в одном из эпизодов «Дневного дозора» — как вам улыбнулась такая удача?
— Клубы, входящие в конфедерацию «Рыцары Вялікага Княства», уже участвовали в съемках «Ночного дозора», и режиссеру Тимуру Бекмамбетову понравилась работа белорусов. Поэтому он и пригласил нас на второй свой фильм. Снимались мы в Москве, буквально в ста метрах от Донского монастыря, в каком-то заброшенном цеху, декорированном под ресторан.
— Какие моменты съемок запомнились вам больше всего?
— Снимались мы всего один день, вернее, одну ночь, поэтому сказать, что запомнилось нечто сверхъестественное, я не могу. Под утро, когда все было отснято, приехал Константин Хабенский — мы с ним немного пообщались. А вообще работать на съемочной площадке было легко и интересно. До этого у нас уже был опыт съемок в клипе «Литвин» рок-группы «Стары Ольса». Так вот, там, чтобы создать впечатление массовости, нам приходилось делать по десять-двенадцать одинаковых дублей — их потом смонтировали в одну батальную сцену. А на «Дневном дозоре» эпизод снимался одновременно пятью камерами с разных точек, и на все про все ушло не более трех часов.
«У нас было очень культурное и демократичное государство»
— Несмотря на усилия энтузиастов, подобных вам, реальная история Великого Княжества Литовского все еще остается terra incognita для большинства жителей Беларуси, многие из которых даже не знают, что являются потомками литвинов. По-вашему, это нормально?
— Разумеется, нет. Но вины простых людей в этом мало… Просто на каком-то этапе наши ученые мужи отошли от объективного исследования истории. Из-за этого теперь мы имеем разные казусы. Взять ту же Грюнвальдскую битву — подготовкой ее юбилея занимаются польская и литовская стороны. Хотя, если говорить о современной Литве, то это бывшие Жмудь и Аукштайты, от которых на битву было снаряжено всего семь хоругвей. Остальные хоругви прибыли из белорусских и киевских земель. Другой пример: нам уже много лет запрещают проводить фестиваль, посвященный битве по Оршей, в которой мы разгромили войско Московское — мол, это разжигание национальной розни. Смешно! Получается, когда на реконструкциях мы бьем татар или немцев — это нормально. Кстати, я как-то проанализировал военные действия, происходившие на белорусских землях, начиная с X века, и поразился: оказывается, в истории нашей не было и полувека, чтобы мы не конфликтовали со своим восточным соседом. Чаще, чем с Московским государством, мы ни с кем за свою историю не воевали…
— А как ты относишься к лозунгу «Беларусь — в Европу»?
— Здесь тоже любопытный момент: в массовом сознании сложился стереотип, мол, Европа всегда была цивилизованной, а мы — нет. На самом деле, это полная ерунда. Если говорить о 14-16 веках, то мы были куда цивилизованнее европейцев. Вот только один эпизод, упоминаемый в записках Екатерины Медичи: когда наше посольство прибыло во Францию, там были поражены, что шляхтичи все до одного знают латынь. Во Франции, кроме священников и ученых, никто латыни не знал. А в Финляндии до 16 века не знали вилок и штор на окнах. Появились они, когда сестра нашего короля Сигизмунда II вышла замуж за финского князя. Да и вообще у нас было очень культурное и демократичное государство…
— С кем из исторических персонажей вы хотели бы скрестить свои копья?
— С Иваном Грозным. Эта личность нанесла нам очень большой ущерб в период Ливонской войны, его войска чинили невероятные зверства в наших краях. К тому же, хотя он и был тираном, в глубине души оставался жалким трусливым человеком. Стефан Баторий предложил ему как-то в письме: чтобы не гибли многие люди, предлагаю решить спор один на один, скрестив свои копья в поле. Грозный ему ничего на это не ответил. Что, впрочем, не удивительно: все тираны в глубине души — трусы.
Дмитрий РАСТАЕВ.
Фото из архива гостя и «ВБ».
Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака?
— Лев.
Ваша любимая книга?
— «Погоня на Грюнвальд» Константина Тарасова.
Ваш любимый фильм?
— «Огнем и мечом» Ежи Гофмана.
Ваш любимый исторический герой?
— Князь Витовт.
Ваше любимое блюдо?
— Запеченная рулька с чечевицей.
Ваш любимый напиток?
— Медовуха.
Где предпочитаете отдыхать?
— На фестивалях и на природе.
Ваш идеал женщины?
— Миниатюрная и душевная.

Крамбамбуля от Гордея
На 1 литр водки добавить столовую ложку меда, 150 грамм воды, перец красный, перец черный, гвоздику, корицу, имбирь, мускатный орех. Специи можно добавлять по вкусу, но не переборщить. Все это перемешать и довести до кипения. Кипятить 1-2 минуты, после чего снять с огня. Напиток можно употреблять, как горячим, так и холодным.
 


20/05/09 | просмотров: 9191 | Комментировать

sany-tt sany-470347

подскажите пожалуйсто адрес или телефон есть желание вступить в клуб

Лiцьвiн

Вельмі добрае інтэрв'ю. Пабольш бы такіх у вашай газеце!

паша тт 34

спасибо ребята ! мы литвины а не октябрята !и история наша не в 1917 началась а гораздо раньше !

© 2006-2024, bobruisk.org