ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Александр Козлов: «Конкуренция - это всегда хорошо»

Кратко о нашем госте
Родился: в 1980 году в Бобруйске. Родители, к сожалению, развелись. Мама Ирина Ревнадьевна всю жизнь работала на мебельном производстве, сейчас живет в Москве. К слову, таким редким отчеством она обязана своим бабушке и дедушке, которые назвали ее отца Ревнадий (Рева) в честь Октябрьской революции. Отчим работает водителем. Младший брат Сергей — строитель, учится в Горецкой сельхозакадемии.
Учился: в СШ № 1 Бобруйска. Окончил институт управления и предпринимательства по специальности «Правоведение», Академию при Президенте РБ.
Работал: с 2002 по 2004 годы - в отделе развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры управления экономики горисполкома. Затем, в течение года — в отделе идеологической работы горисполкома. После окончания Академии при Президенте исполнял функции помощника председателя горисполкома. С мая 2008 года — начальник управления экономики.
Семейное положение: пока не женат.
«Если бы не Виктор Владимирович, мне было бы гораздо сложнее работать»
— Александр Михайлович, что представляет собой управление экономики горисполкома, каковы его функции?
— В наше управление отдел социально-экономического развития и прогнозирования, отдел внешнеэкономических связей и развития предпринимательства, сектор цен и сектор по работе с имуществом, обращенным в доход государства. Всего у нас работают 16 человек. Главные задачи управления — реализация государственной экономической политики, направленной на развитие экономики, анализ и разработка программ социально-экономического развития города и др.
— Значит, можно сказать, что никто не знает лучше, чем вы, положение дел в экономике города? Не считая мэра, конечно…
— Наверное, так. А мэр у нас — сам экономист, поэтому он глубоко и четко разбирается в экономической политике. Кроме того, наше управление курирует заместитель председателя горисполкома Виктор Владимирович Десятник, который также имеет большой опыт работы в этой сфере и прекрасно разбирается во всех экономических вопросах. Думаю, если бы не Виктор Владимирович, мне было бы гораздо сложнее работать. У него я прохожу большую школу не только по работе, но и по жизни.
— Некоторые высказывают такое мнение: в каждой отрасли есть министерство, концерн, зачем еще и управления экономики в исполкомах нужны?
— Министерства и концерны — это отраслевые органы, которые курируют свои отдельные ниши. Но необходимо еще и связующее звено, которое на местном уровне занимается социально-экономическим развитием конкретного региона.
— Вы, наверное, самый молодой руководитель управления в нашем горисполкоме. Не сложно ли вам общаться с коллегами, руководителями предприятий, которые гораздо старше вас?
— Никогда не думал об этом. Могу сказать, что у нас в городе очень сильный директорский корпус. Это люди, которые много делают для города, у которых есть чему поучиться. При всем том общаются они на равных и не ставят себя на ступеньку выше.
«По итогам квартала планы будем корректировать»
— Сегодня, как и много лет назад, директорам предприятий доводятся «сверху» планы, прогнозы, которые они обязаны выполнять. А директора жалуются, что погоня за прогнозными цифрами иногда приводит к затовариванию складов… Не лучше ли дать директору больше свободы в этом плане, как вы считаете?
— Сейчас для предприятий в обязательном порядке доводятся прогнозные показатели на краткосрочную и долгосрочную перспективы, выполнение которых строго контролируется. Ведь существует единая экономика, единое экономическое пространство, и нельзя рассматривать работу конкретного предприятия отдельно от всего города и от всей страны. К тому же, от того, как будет развиваться экономика, зависит социальная сфера — школы, больницы, учреждения культуры, коммунальное хозяйство. Хоть мы и находимся на работе почти треть жизни, но в остальное время хотим, чтобы вокруг было чисто и красиво, чтобы было куда сходить, чтобы дети учились и отдыхали в нормальных условиях. Потому каждое предприятие у нас несет на себе не только экономическую, но и социальную ответственность. И все это заложено в прогнозах.
К тому же предприятия государственной формы собственности, либо в которых доля принадлежит государству, разрабатывают свои бизнес-планы, которые потом «защищают».
— А влияет ли такое понятие, как мировой финансовый кризис, на планы и прогнозы? Например, мы знаем, что социально-экономический прогноз на 2009 год составляется где-то в середине 2008 года, когда кризис еще не грянул. Будут ли цифры сейчас корректироваться в сторону уменьшения?
— Это совершенно логично. Думаю, по итогам квартала будем корректировать. Тут уж сама жизнь поставит такую задачу.
«Все бобруйские предприятия ощущают кризис»
— Тему кризиса обойти никак нельзя. Расскажите, как предприятия Бобруйска чувствуют себя в столь непростое время.
— Конечно, все бобруйские предприятия ощущают на себе финансовый кризис. Особенно трудно приходится отрасли машиностроения, которая большую часть своей продукции экспортировала. По итогам января 2009 года экспорт товаров составил чуть выше 65 процентов к прошлогоднему уровню, это довольно ощутимое падение спроса. В целом объем выпуска промышленной продукции за эти два месяца — на уровне 97,4 процента к уровню прошлого года. Думаю, дела у наших машиностроителей несколько поправятся, когда в России начнется посевная кампания.
Тяжело сегодня приходится «Беларусьрезинотехнике», которая более 50 процентов заказов получала от машиностроителей, и значительная часть ее продукции также шла на экспорт. В связи с отсутствием заказов на технику значительно снижен объем производства и в ОАО «Спецавтотехника» (более 90 процентов продукции поставляло именно в Россию). Администрации этих предприятий сейчас активно ищут партнеров на рынках не только России, но и других стран СНГ, Европы. То же самое можно сказать о «ТАиМе», который производит комплектующие для «МАЗа».
— По интернету ходят слухи о возможной продаже завода ДВП…
— Ничего такого нет. Но на заводе действительно тяжелая ситуация. Дело в том, что правительство Украины с целью защиты внутреннего рынка запретило ввоз на свою территорию продукции завода ДВП ниже определенной цены. Сейчас этот вопрос решается на уровне наших и украинских министерств экономики и иностранных дел.
— Как чувствуют себя предприятия легкой промышленности? Там ведь и до кризиса ситуация была нелегкой…
— Да, и проблемы остаются все те же — конкуренция с китайским производителем, недостаточность оборотных средств. Но наши предприятия — «Славянка», трикотажная фабрика — постоянно разрабатывают новые модели, пытаются закупать новые ткани, чтобы в плане качества быть на голову выше. 
— А на «Белшине» что сейчас происходит? Правда, что склады там завалены продукцией, людей сокращают (в частности, на ЗМШ), зарплаты урезают?
— На «Белшине» тоже есть довольно серьезные проблемы со сбытом. Но руководство активно ищет партнеров в России, других странах СНГ, и некоторые «подвижки» уже наметились. В частности, по автошинам к легковым автомобилям. «Белшина» — крупное предприятие, запас прочности у нее довольно большой, здесь серьезный персонал, в том числе по внешним связям, так что рано еще посыпать «Белшине» голову пеплом.
«Запасы мы постоянно отслеживаем»
— Запасы на складах наших предприятий большие?
— На данный момент, за февраль, есть некоторое их увеличение по сравнению с январем. Запасы мы постоянно отслеживаем, подобные проблемы есть у многих.
— И как нашим предприятиям выжить, когда заказов нет, денег на зарплату — тоже, продукцию не покупают?
— Некоторые предприятия перешли на 7-часовой рабочий день. Кто-то остановил участок производства на переоснащение. И, думаю, это логично — уделить сейчас время переоборудованию, наладке, ремонту вместо того, чтобы выпустить продукцию и положить на склад.
— Возможно, выходом для многих предприятий может служить диверсификация? (Диверсификация производства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия и т. п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства — прим. ред.).
— Диверсификация является одним из основных блоков бизнес-планирования, и к этому предприятия подходит очень ответственно ввиду постоянно меняющейся ситуации на мировых рынках. Разумеется, если предприятие не будет гибким в этой сфере, оно рано или поздно придет к краху. Однако нужно понять, что крупные предприятия (такие, как «ТДиА», «Бобруйскагромаш», «Беларусьрезинотехника») не могут быстро «переключиться» на что-то другое. Выпуск новых товаров, переход на другие рынки —  это очень затратное и рисковое дело.
— А вот, к примеру, на Ульяновской улице открылся супермаркет «Алми» со своей мини-пекарней, цехом полуфабрикатов, с промышленными товарами... Несколько таких «Алми» в Бобруйске, и наверняка нелегко придется государственным предприятиям переработки — хлебозаводу, например?
— Думаю, конкуренция — это всегда хорошо. Если предприятие (пусть оно даже государственное) не способно конкурировать на рынке товаров и услуг, то рано или поздно, как его ни поддерживай, оно погибнет. А люди пойдут работать на те же вновь создаваемые предприятия, которые являются конкурентоспособными.
«Инвесторы от своих планов не отказываются»
— В свете последних событий вопрос об инвесторах, желающих вложить капитал в бобруйские предприятия, еще актуален?
— Да. Например, недавно в наш город приезжал инвестор Бобруйской обувной фабрики — представителя российской компании «Модерам» из Санкт-Петербурга. Еще в октябре 2008 года они заключили соглашение с концерном «Беллегпром», нашей обувной фабрикой, Бобруйским горисполкомом и Могилевским облисполкомом на реализацию инвестиционного проекта. Но в силу складывающихся обстоятельств возникла необходимость в корректировке этого соглашения. Рассматривается вариант создания в Бобруйске филиала компании с переводом туда персонала Бобруйской обувной фабрики. После оценки ее имущества планируется создание совместного предприятия по пошиву обуви для заказов оборонной промышленности РФ, где 51 процент акций будет принадлежать инвестору, 49 — Бобруйской обувной фабрике.
— А есть ли случаи отказа потенциальных инвесторов от их планов?
— Нет. В некоторых случаях речь идет лишь о приостановке. Так произошло, например, с заводом виноградных напитков, где французская компания «Бельведер» хотела организовать выпуск качественной алкогольной продукции. По плану, с конца прошлого года они уже должны были приступить к проектированию, строительству и оборудованию предприятия, а уже в этом году — к выпуску пробной партии. Но сейчас, в связи с кризисом, замораживаются финансовые потоки этой компании. Однако ее руководство заверило нас, что никоим образом не отказывается от инвестпроекта, просят только подождать.
«Возможно, открыл бы мастерскую по ремонту»
— Ваши личные прогнозы: сколько продлится кризис?
— Трудно сказать. Дело в том, что пока мы еще не нащупали той точки, нижнего пика, после которой ситуация стабилизируется. Точно знаю одно: страна наша экспортоориентирована, и хотим мы того или нет, все будем в той или иной степени ощущать влияние мирового финансового кризиса. 
— Лично на себе вы кризис ощущаете?
— Конечно, я ведь такой же человек, как все. Отказываюсь от покупки дорогих импортных товаров, покупаю что-то подешевле, кстати, отечественное бывает не менее хорошего качества.
— Людям, желающим сегодня открыть свой бизнес, в какую сферу вы посоветуете вкладывать деньги?
— Возможно, это сфера услуг населению. Люди всегда будут ходить в ту же баню, стричься в парикмахерских, обращаться в прачечные. Думаю, этот бизнес не сильно подвержен влиянию мировых кризисов. Также во все времена перспективна сфера ремонтно-строительных работ — люди всегда будут строить себе жилье и ремонтировать его. И, конечно, при умелом подходе выгодно начинать производство товаров повседневного потребительского спроса.
— Александр Михайлович, с вашими знаниями в области экономики вы наверняка могли бы сами начать бизнес. Чем именно занялись бы?
— Как-то не думал об этом. Возможно, открыл бы мастерскую по ремонту сложной бытовой техники. Не скажу, что я большой специалист в этой области. Но считаю, что предприниматель не обязательно должен быть каким-то профи в узкой специальности. Главное — быть заинтересованным, иметь здоровые амбиции и стремление, ну и, конечно, деньги.
«Люблю общаться»
— Что в вашей жизни вас радует, кроме работы?
— Моя семья, мои друзья. Люблю общаться, ходить в походы с палатками, на рыбалку. В последнее время, к сожалению, это удается все реже. Еще мне нравится заниматься цифровой фотографией, с удовольствием снимаю природу.
— Позвольте задать вам личный вопрос. Вы не женаты. Это означает, что нет времени заниматься личной жизнью, или еще не встретили единственную и неповторимую?
— Давно уже встретил! Есть у меня девушка Татьяна, мы с ней уже больше пяти лет вместе. Планируем в этом году официально узаконить наши отношения. Татьяна — налоговый инспектор.
— Это серьезно.
— А на самом деле она очень добрая и мягкая.
Ирина РЯБОВА.
Фото Дмитрия МЯКИНА и из семейного архива А.М. Козлова.

НАША АНКЕТА
• Кто вы по знаку Зодиака?
— Водолей.
• Ваш любимый цвет?
— Синий.
• Любимое блюдо?
— Драники, пельмени.
• Ваше любимое животное?
— Любимчиков не выделяю,  нравятся многие животные. В детстве у меня были рыбки, попугаи, кот,  черепаха…
• Что предпочитаете выпить?
• — С друзьями люблю выпить пива, предпочитаю «Бобров». А на праздники в застолье могу водочки немного выпить.
• Какую музыку любите слушать?
— Альтернативную, то есть не «попсу».
• Фильмы, которые вам запомнились?
— Нравятся фильмы, которые по окончанию заставляют о чем-то задуматься. Из последних запомнился фильм «День, когда земля остановилась».
• Ваша любимая книга?
— Раньше любил читать научную фантастику. Очень нравится Стивен Кинг. А сейчас больше читаю литературу по работе.
• Верите ли вы в жизнь после смерти?
— Наверно, да.
• Место, где вам хотелось бы побывать?
— В Южной Америке. 

 

 


18/03/09 | просмотров: 3477 | Комментировать

© 2006-2024, bobruisk.org