ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Владимир Синицын: «Искусство снукера — не в забитом шаре, а в торжестве мысли»

Всего несколько дней находился в Бобруйске судья высшей категории Владимир Синицын, один из самых известных людей в мире снукера на постсоветском пространстве. Его голос, хорошо знакомый любителям хоккея и баскетбола Латвии, в течение четырех последних лет стал узнаваем русскоязычными зрителями «Евроспорта». Во многом с его приходом на телеканал в качестве ведущего репортажей с крупнейших снукерных турниров связан крутой подъем популярности этого вида спорта в Беларуси, России, Украине, Латвии и т. д.
Мы воспользовались возможностью познакомиться и побеседовать с мэтром комментаторского цеха и сразу же вслед за открытием второго этапа Кубка клуба «СВ-Класс» по снукеру взяли у него интервью.
— Владимир Борисович, какова цель вашего визита в наш город?
— Цель моего визита заключается в популяризация снукера. Я узнал, что здесь живут такие энтузиасты. Они меня любезно пригласили. Меня, как говорится, хлебом не корми, дай только на эту тему пообщаться. У меня такой же диагноз, как и у них — любовь к снукеру. Поэтому я могу сказать априори, что приехал к родным и близким людям. Сходу же эту идею воспринял, в Риге запрыгнул в машину, и вот я здесь. Тем более, что сейчас межсезонье и хочется, чтобы оно как-то быстрее пролетело. Для меня было неожиданностью увидеть чисто снукерный клуб, в то время, как в России ведутся разговоры о том, нужен ли нам снукер, что это явление, чуть ли не чуждое нам. Это прекрасная игра, игра, в которой очень важны интеллект и психология, конечно, при наличии какой-то базовой техники. Когда проникаешься этими аспектами игры, то уже только созерцание ее становится интересным.
— Каково, на ваш взгляд, будущее нового снукерного клуба в нашем городе?
— По-моему — это вообще единственный на постсоветском пространстве чисто снукерный клуб. Все это прививается с большим трудом. В многомиллионной Москве — всего лишь 12 столов… Все зависит от выбранного пути. Здесь мало энтузиазма, надо идти правильным путем. Порой я даже в эфире отпускал какие-то колкости в адрес тех, кто развивает снукер в Беларуси. Ребята пытались выдумать что-то свое. Вне эфира я иронизировал: белорусы делают свои столы, кии свои, сделанные из древесины из Беловежской пущи, свои правила, методики подготовки, в итоге получается белорусский снукер, и можно определять чемпиона мира по белорусскому снукеру… Так вот, не надо ничего выдумывать! Снукер сегодня возведен в ранг науки. Все давно просчитано, разработано, надо только следовать имеющимся методикам, и все! Мы должны правильно вести себя по отношению к сопернику и судьям. Мы не можем сразу научиться играть, но мы можем научиться отличать хорошее от плохого.
— С чем, по-вашему, связан столь стремительный взлет популярности снукера?
— Два года назад в Париже было совещание, на котором один из вопросов был: «Мы не понимаем, что происходит, снукер бьет все рейтинги!..» Это в европейском масштабе, при том, что в самой Британии даже происходит некоторое охлаждение, немного пресытились. Если честно, то снукер — вид спорта №1 на «Евроспорте». «Евроспорт» ведь показывает футбол вчерашнего дня. Лига чемпионов демонстрируется в записи, на день-два позже. В чем секрет популярности?.. Происходит перелом в сознании. Мы с вами уже не хотим, чтобы наш ребенок занимался травмоопасным спортом, где для мировых достижений надо рисковать своим здоровьем. Если хотите, мой прогноз... Лет через 10 интересы поменяются. В почете будут не те виды, где надо ломаться, корячиться, а где нужны ловкость, умение, мысль… Уже сейчас многие отдают предпочтение т. н. салонным видам спорта — дартс, боулинг, снукер, бильярд, в какой-то степени — гольф. Это тоже спорт, ты борешься за победу, испытываешь те же эмоции. Кроме того, оказалось, что у снукера достаточно велика женская аудитория. Им нравятся не штангисты, а такие вот джентльмены. Кроме того (на эту тему проводилось серьезное исследование), темп игры позволяет следовать за мыслью игрока вместе с ним. Эффект получается бесподобный. Если человек успевает задать себе вопрос: «А что же имярек будет делать сейчас?..» И если его предположение оправдывается, то он получает удовлетворение от этого, а если нет — то не расстраивается, так как учится и видит, что можно играть по-другому, еще лучше. Это беспроигрышный вариант. Мы становимся полноправными участниками этого действа, стоит людям немного остановить свое внимание и они заражаются, что называется, подсаживаются на снукер.
Надо учиться правильно смотреть снукер. Приведу пример. Дочка моего знакомого, которой 4 года, посмотрев мельком в телевизор, заявила: «Дядя плохо играет». На вопрос «почему?», она ответила: «А потому, что шарики не забивает». Но это взгляд ребенка или профана. Искусство снукера заключается не в забитом шаре, а в торжестве мысли.
— Понятно, что внимание «Евроспорта» к снукеру определяет рост интереса к нему в мире. Но, наверное, нельзя умалять и роль личностей, задающих тон в этом виде спорта, в первую очередь, таких, как Рони О’Салливан?
— На «Евроспорте» заключен контракт — 300 часов трансляции в год. За счет популярности снукера с рекламы они получают еще больше. Контракт будет действовать еще три года, и у меня нет оснований считать, что в дальнейшем он не будет продлен… Многие знают мое отношение к О’Салливану.  То, что делает он, можно сравнить с поп-музыкой (сейчас трудно привлечь людей на классическую музыку). Конечно, это красиво, понятно: пришел, сделал «сотенную» и т. д. Я могу долго говорить на эту тему… Конечно, спорт привлекателен благодаря личностям. Роль личности колоссальна!
— Смею предположить, что здесь велика роль и личности комментатора. Вы относитесь к тем тележурналистам, которые используют в своих комментариях субъективный подход. Некоторые его не приемлют, но я считаю, что именно такие комментарии и запоминаются, вместе с личностью комментатора…
— Я не ставлю себе задачи завоевать личную популярность. Просто, по-другому работать не могу. Это мое авторское право. Мне посчастливилось, что свой журналистский век я прошел, не находясь ни от кого в зависимости. Да, у меня свой взгляд, который я буду отстаивать. Но для меня никогда не будут героями чемпионы-плохиши, как бывает в некоторых видах спорта. В снукере есть и другие примеры выдающихся личностей — Хиггинс, Хендри и др. Один лишь пример… Однажды Рони раздавал автографы только тем, кто покупал его печатную продукцию. Я этого не понимаю!.. Что касается спорта, я считаю, что спортсмен должен быть олимпийцем, в классическом понимании этого слова. Если я выхожу в эфир со своими мыслями и чувствами, то считаю, что и у зрителей должно быть такое право. Этим вызвана моя инициатива по общению с ними в Интернете… Появится в снукере другой комментатор — пожалуйста, я подвинусь, лишь бы он любил снукер, так как люблю его я.

Александр Богданович.
Фото Дмитрия Мякина.


25/08/09 | просмотров: 2359 | Комментировать

© 2006-2024, bobruisk.org