ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Анна ТРИЗНА:

«Нас закружила вьюга фронтовая…»

Участница войны Анна Михайловна Тризна.
Участница войны Анна Михайловна Тризна.


Бобруйчанка Анна Михайловна Тризна — участница Великой Отечественной войны, бывшая партизанская связная. Она награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, многими медалями. После войны Анна Михайловна закончила Бобруйское педучилище, работала учительницей начальных классов в Кличевском районе, а затем начальником производственного участка местного колхоза имени Буденного. За трудовые успехи удостоена орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медали «За доблестный труд», была делегатом пяти белорусских партийных съездов.

Сеодня Анна Михайловна вспоминает о своей партизанской юности.

— Перед войной я была активной комсомолкой, участвовала во всех школьных мероприятиях. Училась и радовалась жизни, мечтала поступить в высшее учебное заведение. Но…

Фашистские войска занимают Бобруйск. Немцы шастают по городу, заставляют молодых девушек идти на работу в их столовые, госпиталь, комендатуру и так далее. Я не выхожу из дома. Мать решает отправить меня в деревню Березовка Кличевского района, где проживали мои дедушки и бабушки, надеясь на то, что там можно жить незаметно для оккупантов. Тем более, что эта небольшая деревенька расположена вдали от проезжей дороги, на берегу реки Ольса, сразу за ней растет густой лозняк, а потом лес, где можно прятаться от немцев.

В тех краях в начале войны начал организовываться партизанский отряд. Хорошо помню, что в числе его создателей были Викторчик, Заяц, Изох, Войтусенок, Витоль и другие товарищи. Радостно было, что из нашей деревни все парни и мужчины ушли в партизаны. Тогда я с подругами Аней Народовской и Раей Ровинской тоже решили податься в отряд. Завели нас туда парни, которые уже были в партизанах. Небольшой отряд располагался в «Березовом болоте». Нас принял комиссар Яков Иванович Заяц. Беседовал долго, поодиночке. Мне он сделал предложение стать партизанской связной, строго предупредив, что это очень сложная и ответственная работа, все выполнять нужно только по указанию командира. Познакомили меня с командиром отделения разведки Владимиром Куприяновичем Лызо, который будет держать со мной связь. Так я стала связной 277-го отряда (командир И.З Изох), а впоследствии поддерживала связь с отрядом имени Чапаева ( командир М.С. Михолап) и 115-м отрядом (командир И.Я. Войтусенок).

Мне нужно было узнавать в  гарнизонах,  сколько там находится техники, немцев, кто ушел в полицию и т.д. Во многих гарнизонах были задействованы наши люди, они и передавали мне данные. Что-то удавалось узнавать через знакомых, а что-то благодаря личному наблюдению. В начале 1942 года командир отряда М.С. Михолап познакомил меня в Бобруйске с семьей Голубевых. Это были подпольщики, вся семья работала на партизан — Ксения, Мария и 13-летний пионер Митя. Самой сложной задачей была доставка из города медикаментов. В то время в аптеке работала мать будущего известного писателя Алеся Адамовича — Анна Митрофановна. Она и давала всевозможные медикаменты Голубевым, а они приносили их на квартиру моей мамы Софии Иосифовны Тризна. Оттуда я все забирала и передавала партизанам в Кличевский район. Для этого были у меня разные приспособления. Например, укладывала в корзинку с двойным дном медикаменты, а сверху ложила соль, что-то из одежды. Подшивала медикаменты и под фуфайку, прятала в бурки на ногах. Партизаны смастерили сани с двумя днищами, и я перевозила большое количество препаратов и медпринадлежностей. Был такой случай. Однажды я со своей тетей везли на санях много лекарств. Тетя лежала, увернутая в одеяло, как будто больная. На выезде из города нас остановил немецкий патруль и потребовал пропуск. Он у нас был, но лучше всего сработала «болезнь» тети Ольги — она застонала, и немец с криком «тыфус» отскочил от саней, а мы благополучно добрались до места назначения.

Когда в партизанском отряде начали печатать газеты «За Радзіму», «Красный партизан». «Голос партизана», я приносила их в Бобруйск, где их распространяли моя мать и подпольщики Голубевы. Бобруйчане узнавали о действиях партизан, читали сводки с Большой земли и уходили в леса. Например, М. Голубев приводил молодежь к Березине, связной В. Борковский перевозил ее на лодке через реку, там мы встречали людей и уводили их через Гутенский лес в расположение партизанского отряда.

Однажды командир И.Я. Войтусенок дал мне нелегкое задание — подбросить записку в Бацевичский гарнизон. В ней сообщалось, что небольшая группа партизан охраняет много оружия на краю леса возле деревни Усохи. В теплый весенний день и моя подруга Анна Народовская пошли на выполнение этого задания. И вот мы в Бацевичах. Перед небольшой комнатой стоит очередь, мимо проходят полицаи и немцы. Стою и думаю, как же подбросить записку. Был субботний день, и немцы выдавали в гарнизоне пропуска. Решили и мы получить этот документ. Зашли в комнату, где сидели бургомистр, немец и переводчик. Дошла очередь до меня. Я нагнулась, чтобы одной рукой взять пропуск, а другой бросила записку под стол. Слава Богу, ее в этот момент никто не заметил. Но на следующий день отряд немцев и полицаев на машине и мотоциклах отправился на Усохи. А партизаны уже сделали там засаду. Машина была подорвана, партизаны захватили трофеи.

Не всегда все получалось удачно. Вот и в этом бою погиб мой сосед и лучший друг Афанасий Пинчук. В нашу небольшую деревеньку  часто приезжал командир отряда имени Чапаева Михаил Михолап по кличке «Макей». Он встречался с населением, рассказывал о положении на фронтах. Был у него и любовный роман. На велосипеде, с наганом на ремне и с автоматом за плечами он приезжал к одной девушке. Они мечтали о том, как будут учиться после войны в Москве, как будут вместе жить. Но мечты не сбылись — Михолап погиб смертью храбрых…  


 


 



20/03/09 | просмотров: 2899 | Комментировать

Анатолий anatolysharov @mail.ru

Прочитал Ваше воспоминание где Вы упоминаете отряд им. Чапаева.Именно в этом отряде воевал мой отец, Дмитрий Шаров. После освобождения Бобруйска его назначили руководить организацией с названием мне тогда непонятном. ,ГОРТОП,. Мы с мамой прихали в 44-м. году мне было 4.5 года. В 45-ом его направили в м. Дивин Брестской обл. Откуда мы в 49-м. уехали на родину отца в Ульяновскую обл. Родители мои давно умерли. И мне уже 70-лет.

© 2006-2024, bobruisk.org